АФФЕКТИВНЫЕ ДЕТИ (англ. affective children)дети, у которых в силу постоянного неудовлетворения к.-л. существенных для них потребностей возникают и становятся достаточно устойчивыми тяжелые эмоциональные переживания и связанные с ними формы поведения (см. Фрустрация).

Характеристика А. д. зависит от содержания неудовлетворенной потребности и ее соотношения с др. потребностями ребенка и всей его личностью. 1. Одни дети, пытаясь сохранить привычную самооценку, отвергают постигший их неуспех: причину его возникновения они приписывают не зависящим от них обстоятельствам, обвиняя при этом окружающих, и не только не снижают, но могут даже повышать свой уровень притязаний. У таких детей наблюдаются проявления бравады, заносчивости, фрондирование, агрессивное поведение, излишнее стремление к самоутверждению, негативизма. 2. Др. дети, напротив, стремятся достичь успеха за счет постановки более легких, заведомо достижимых для них целей. Эти дети характеризуются неуверенностью в себе, боязнью разочарования в своих возможностях. Они отличаются повышенной обидчивостью, подозрительностью, ранимостью и т. п. Длительное сохранение аффективных переживаний и аффективных форм поведения приводит к тому, что последние закрепляются и становятся относительно устойчивыми чертами характера. Правильное с педагогической т. зр. разрешение внутреннего конфликта предполагает приведение в соответствие самооценки ребенка и уровня притязаний ребенка с его реальными способностями. Опыт педагогической работы с А. д. показывает, что если педагогическое вмешательство осуществлено своевременно, оно предупреждает развитие у детей аффективных форм поведения. В противном случае даже снятие аффективных переживаний не уничтожает закрепившихся форм поведения, и требуется длительная работа по перевоспитанию детей. См. Аффект неадекватности.