СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ (англ.
essence and phenomenon) — универсальные объективные характеристики предметного мира, его
познания и практической деятельности людей. Сущность составляет внутреннее содержание предмета, проявляющееся в
единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление — то или иное выражение
предмета, внешние, непосредственно представленные и эмпирически констатируемые
формы его существования. В процессе познания С. и я. выступают как ступени
постижения и понимания объектов мыслительной деятельности, их отражения в
целостном виде. В мышлении категориями
С. и я. выражается переход от отражения многообразия неличных форм бытия
предмета к единству и целостности его внутреннего содержания. Постижение
сущности предмета составляет задачу не только науки, но и многих современных
видов деятельности, напр. в ситуациях организации и управления состоянием
сложных систем.
Хотя категории С. и я. были выделены еще в античный период,
представление об их содержании прошло значительный путь исторического развития.
Согласно Демокриту, сущность («идея») вещи составляет
порядок (образ, форму) сцепления атомов в некоторое единство, но сцепления
случайного, не раскрывающего характер целостности вещи. По Платону, сущность,
наоборот, не сводится к совокупности конкретных явлений, а имеет
сверхчувственный и даже нематериальный характер. Аристотелем представление о сущности вновь связывается с единичными
вещами и вместе с тем она не выводится из «материи». Отделение ее от явления
становится особенно значительным, т. к. носителем сущности считается Бог, а
явление связывается с земным существованием. В новое время противопоставление
С. и я. переносится в сферу познавательных действий человека.
И. Кант считал возможным познание лишь
явлений, к которым он относил не объективное выражение сущности, а только
вызванные ею субъективные представления. Гегель диалектически понимает С. и я.
и устраняет их противопоставление. Явление определяется им как
чувственно-конкретное выражение сущности, а сущность представлена являющейся.
Несмотря на это, в XIX
в. в западной философии противопоставление С. и я. все-таки сохраняется. Лишь в
работах К. Маркса и Ф. Энгельса снимается это противопоставление, а внешние
явления неразрывно связываются с внутренней структурой предмета, его единым
внутренним содержанием, которое выражает его сущность. Но в единстве С. и я.
выделены противоречия, которые создаются богатством и динамичностью изменений
явлений, ограниченностью и устойчивостью внутреннего содержания сущности.
Разрешение этих противоречий достигается познавательными действиями разных
видов мышления. (В. М. Гордон.)