СЛЕПОГЛУХОНЕМОТА (англ.
blindness and deafness) — отсутствие зрения и слуха и связанная с отсутствием слуха
немота. С. может наступать не только при полном, но и при частичном поражении
слуха и зрения. Практически С. возникает тогда, когда снижение слуха в раннем возрасте делает невозможным
усвоение речи на слух, а потеря
зрения исключает использование зрительных восприятий. Слепоглухонемой лишается
возможности речевого общения с
людьми; характерной для него становится задержка
психического развития. Без
специального обучения он не усваивает ни одного слова и даже навыков человеческого
поведения. Однако слепоглухонемой обладает возможностью полноценного
умственного развития, как это показали А. Г. Соколянский, А. И. Мещеряков и др.
(см. также Е. Келлер).
В процессе специального обучения создаются и развиваются все
усложняющиеся формы общения слепоглухонемого: от простейших до самых сложных —
речевых. Основная задача обучения состоит в формировании и накоплении образов
предметов, навыков самообслуживания и бытового труда. Первоначально средствами
общения со слепоглухонемым являются жесты, обозначающие предметы и действия. Затем
отдельные жесты заменяются словами, сообщенными слепоглухонемому в дактильной
форме (см. Дактилология). Постепенно роль словесной речи
увеличивается и, в конце концов, она полностью заменяет жестовую форму общения.
В словесной речи ведущей является ее дактильная форма, а основной формой
письменной речи — рельефный шрифт Брайля. Однако в процессе обучения
слепоглухонемой овладевает также и устной (звуковой) формой речи, и умением
воспринимать на своей ладони начертание обычных букв. Обучение слепоглухонемых
речи, усвоение ими словаря, грамматического строя языка осуществляется в тесной
связи с постепенным расширением и усложнением их непосредственного жизненного
опыта. Овладение словесным языком открывает для слепоглухонемого возможности
усвоения знаний, умений и навыков в объеме школьной программы, широкого круга
сведений об окружающем мире.