СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИЯ
(англ. consciousness of learning) — осознанное отношение к учению, реализуемое через осмысление собственных действий и их результатов в соответствии с целями и мотивами
учения. С. у. характеризуется осознанием ответственности за учебные достижения,
активностью и самостоятельностью при усвоении
и применении знаний, овладением приемами умственной
деятельности, что обеспечивает самоуправление учебной деятельностью. Различают
полностью осознаваемые учебные действия (актуально сознаваемые) и действия,
которые являются не самоцелью, а лишь средством выполнения основной задачи и
потому протекают как бы сами собой, но под контролем сознания (т. е. становятся автоматизированными).
С. у., в основе которой лежит овладение учебной деятельностью,
способствует формированию самосознания, самооценки уч-ся, воспитанию волевых
качеств, навыков самоконтроля, организации умственной работы, развитию
познавательных интересов и т. д.