ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО
ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ (разработана П. Я. Гальпериным и его сотрудниками) — учение о процессах и условиях,
определяющих формирование умственных
действий, а на их основе — представлений и понятий об их объектах. Основные положения теории: 1) выполнение
нового действия вначале требует активной ориентировки субъекта в условиях
действия (см. Ориентировочная
деятельность); 2) среди них
особую роль играют средства действия, которые у человека выделяются в
своеобразные орудия психической деятельности (эталоны, меры, знаки); 3) образование действий (восприятия, мышления и др.) происходит
путем перехода внешних предметных действий в план восприятия или в умственный
план (см. Интериоризация).
В Т. п. ф. у. д. различают 4 основные группы условий овладения новым умственным действием:
необходимая мотивация; правильное выполнение действия в его исходной внешней
форме; планомерное приобретение действием определенных свойств (обобщенности,
разумности и др.); полноценное воспроизведение действия в умственном плане.
При формировании новых действий в процессе обучения
школьнику сначала разъясняется их ориентировочная
основа, которая тут же в виде
схемы записывается на карточке; с помощью этой схемы без предварительного
заучивания ее содержания уч-ся немедленно приступают к решению задач. Их
целесообразный подбор обеспечивает формирование желаемых свойств действия. Для
более полноценного воспроизведения действие сначала формируется во внешней
речи, которая затем переходит во внутреннюю
речь и далее в «скрытую речь». От последней в сознании остается лишь
своеобразное переживание, получившее в психологии название «чистой мысли». Т. о., на основе предметного действия в итоге процесса
интериоризации образуется акт мышления.
Практическое значение применения Т. п. ф. у. д. заключается
в том, что в процессе обучения формирование новых действий, представлений и
понятий происходит без предварительного заучивания нового материала (он
усваивается путем непроизвольного
запоминания в действии), без использования т. н. метода (приема) проб и ошибок, при обеспечении заданных показателей;
усвоение новых знаний и умений происходит гораздо легче, скорее
и становится доступным в гораздо более раннем возрасте, чем при использовании
др. форм обучения.