ПСИХОДРАМА (англ.
psychodrama) —
направление групповой психотерапии, использующее в качестве основной
техники сценическую форму действия. Основоположником П. был Я. Морено (Moreno). Годом рождения П.
считается 1921 г.,
когда был создан проект «Театр спонтанности». Морено следовал идее о том, что в
основе человеческого существования лежит двойной принцип спонтанности и творчества. Исходя из клинических наблюдений и жизненного опыта, он сделал
вывод, что создание ситуаций, в которых эти принципы высвобождаются, полезно
для проработки проблем самого разного рода. Описывая психодраматический метод,
он выделяет 5 основных инструментов: сцену субъекта (пациента), режиссера, штат
вспомогательных помощников (или вспомогательные эго, Я) и публику. Каждый из
этих элементов играет определенную роль. Так, сцена дает пациенту жизненное
пространство, в котором он может почувствовать себя свободным, позволить себе
самовыражение. При этом на сцене могут появиться не только «реальные» субъекты
и объекты, но и внутренние персонажи пациента, которые именно в этой ситуации
находят себе место. Сам субъект (протагонист в терминах П.) при этом должен
реализовывать на сцене тот или иной элемент своей частной, конкретной жизни. В
рамках П. ему предлагают пережить и сыграть самого себя и ту ситуацию, в
которой он оказывается. При этом провозглашается принцип участия, согласно
которому в ситуации пациента принимает участие большое число персонажей — и
внутренних, и реальных. Как пишет Морено, «реальности не только боятся, но ее
вызывают». Режиссер П. выступает в качестве постановщика, терапевта и
аналитика. Он, во-первых, руководит происходящим на сцене, следуя прямым
указаниям или улавливая малейшие намеки пациента; во-вторых, он взаимодействует
с пациентом в качестве психотерапевта; в-третьих, в качестве аналитика он
предлагает свои интерпретации происходящего. Вспомогательные Я — это участники группы,
играющие значимых в жизни пациента людей. Они одновременно являются
«дополнением» терапевта (ко-терапевтами) и к самому пациенту, проигрывая его
ситуацию. Зрители, не принимающие непосредственного участия в П., но
присутствующие при игре, с одной стороны, реагируя на происходящее,
осуществляют воздействие на протагониста, а с другой стороны, сами оказываются
в позиции пациента, воспринимая и сопереживая разворачивающемуся действию.
Классическая П. состоит из 3 частей: 1) разогрев, во время которого активизируется
спонтанность и креативность участников группы, формирует групповую сплоченность и
групповую психодинамику и помогает участникам сосредоточиться на своих личных
проблемах; 2) само драматическое действие, когда выбранный протагонист
осуществляет и руководит проигрыванием ситуации; на этом этапе режиссер может
применять различные техники для помощи протагонисту, такие как обмен ролями,
дублирование (один из участников группы присоединяется к протагонисту и активно
участвует в постановке действия), «психодраматическое зеркало» (протагонист
становится в роль наблюдателя и смотрит на действие, в котором его роль
исполняет др. участник группы) и др.; 3) шеринг (shearing), заключающая часть П., в процессе
которой участники делятся своими эмоциями, возникшими в процессе работы, а
также рассматривают сходства собственных жизненных ситуаций с происходившим во
2-й части.
В целом, метод П. имеет своей целью помочь людям научиться
решать свои проблемы в рамках микрокосма группы, свободной от обычных
социальных норм и правил, через проигрывание своих фантазий, проблем, страхов и
т. п. (А. А. Корнеев.)