МЕТОД СЕМАНТИЧЕСКОГО
ДИФФЕРЕНЦИАЛА (от греч. semanticos — обозначающий
+ лат. differentia — разность) — один из методов построения
субъективных семантических пространств. Предложен амер. психолингвистом Ч.
Осгудом в 1952 г.
и применяется в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, с
анализом прагматических и коннотативных значений
слов (см. Коннотация), аттитюдов (социальных установок) и личностных смыслов, в изучении массовых коммуникаций и рекламе, а также в эстетике. М.
с. д. — комбинация метода контролируемых ассоциаций
и процедур субъективного шкалирования; при этом измеряемые объекты
(предметы, лица, произведения искусства, понятия, изображения, персонажи и т.
д.) оцениваются по ряду биполярных градуальных (3-, 5-, 7-балльных) шкал,
полюса которых обычно задаются вербально (антонимами, напр. злой—добрый).
Наряду с вербальными разработаны невербальные семантические дифференциалы, где
в качестве полюсов шкал используются графические оппозиции, живописные картины,
фотопортреты. При обработке результатов нередко используются методы факторного анализа. Факторный анализ обычно обнаруживает 3 основных фактора,
обозначаемые «активность», «сила» (potency) и «оценка». Разновидность М. с. д., адаптированная к
оценке людей, получила название «метод личностного дифференциала». См. Измерения в психологии, Метод полярных профилей. (В. Ф. Петренко.)