авиационная психология

Категория: Разделы психологии

Авиационная психология, отрасль психологии, исследующая психологические вопросы лётной деятельности; результаты Авиационная психология используются для повышения эффективности и безопасности труда в авиации, а также для улучшения отбора кандидатов в авиационные специалисты.

Авиационная психология возникла в начале XX в. в связи с развитием авиационной медицины и психологии труда, большая специфичность протекания психических процессов при выполнении полёта обусловила выделение авиационной психологии в самостоятельную дисциплину. Эта специфика состоит прежде всего в том, что отрыв человека от Земли приводит к резкому изменению структуры пространственной ориентировки и появлению значительного психического напряжения; особенности влияния внешней среды — ускорения, перепады барометрического давления, изменения газового состава атмосферы и т. д. — могут оказывать существенное воздействие на центральную нервную систему; большие скорости перемещения самолёта и возможность возникновения аварийных ситуаций требуют постоянного сосредоточения внимания, быстрых решений и действий.

В СССР интенсивное развитие авиационной психологии началось с 1921 (работы С. Е. Минца, Н. М. Добротворского, а затем К. К. Платонова). В настоящее время исследования по авиационной психологии развиваются в русле более широкой проблематики инженерной психологии. Со 2-й половины XX в. основные направления авиационной психологии группируются вокруг следующих проблем:

  • изучение влияния на психические функции факторов полёта и разработка рекомендаций по профилактике неблагоприятных воздействий;
  • изучение деятельности по управлению самолётом с целью максимального приспособления техники к психическим возможностям человека;
  • выявление психологических причин и предпосылок к лётным происшествиям и разработка мер их предупреждения;
  • исследование психических качеств, способствующих успешному выполнению летной деятельности с целью отбора кандидатов в учебные заведения и определения годности лётчиков к полётам;
  • улучшение методики подготовки авиационных специалистов на основе изучения психологических закономерностей обучения и формирования качеств личности.