ФОРМАЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ (англ.
formal operations) — один из типов операций интеллектуальных. Согласно
взглядам Ж. Пиаже, Ф. о.
характеризуют стадию интеллектуального развития современного человека, которую
он достигает в подростковом возрасте (от
11-12 до 14-15 лет). Ф. о. строятся на основе конкретных операций. Это
операции над операциями, или операции
2-го порядка. Благодаря им
ребенок становится способным рассуждать, опираясь на выдвигаемые им гипотезы. Он формирует гипотезы, выводит на их основе определенные следствия
(см. Умозаключение), а затем проводит наблюдения для того,
чтобы определить, согласуются ли его идеи с действительностью. Такой способ
рассуждения называется гипотетико-дедуктивным
(см. Дедукция).
На уровне Ф. о. происходит разделение формы и содержания
знания. Именно благодаря этому подросток способен рассуждать правильно по
отношению к высказываниям, в истинности которых у него нет уверенности.
Рассуждая, подросток становится способным заменить конкретные предложения и
отношения между ними символами,
которые обычно используются в логике, и т. о. оценивать правильность рассуждения
независимо от содержания посылок.
Благодаря отделению формы от содержания у подростка
формируется способность к комбинаторике.
Он составляет разнообразные комбинации объектов и их отношений, и, как
следствие этой способности, расширяется представление ребенка о мире. Он может
рассматривать его как одно из проявлений возможного. Подросток составляет не
только комбинации объектов, но и комбинации высказываний, предложений, что
порождает новую логику — логику предложений или пропозициональную логику. Пропозициональные операции — это
установление отношений между предложениями для определения их истинности или
ложности. Эта логика позволяет исключать ложные гипотезы и конструировать
сложные объяснения наблюдаемых явлений.
Др. особенность формального мышления составляет выработка
новой фундаментальной структуры мышления (группы INRC) и реципрокности (обратимости) (см.
Группировка). На уровне конкретных операций эти формы обратимости действуют
каждая в своей области: инверсия в области классификации, реципрокность —
сериации. На уровне Ф. о. осуществляется синтез инверсий и реципрокностей в
новую систему операций INRC,
где I — операция
идентичности, N — операция отрицания, R — операция реципрокности, C — отрицание реципрокности, или операция коррелятивности. Многие
процессы в реальном мире м. б. описаны с помощью этих операций (напр.,
гидравлический пресс, относительное движение и др.).
На уровне Ф. о. подросток способен открывать законы и
систематически исследовать факторы, определяющие то или иное событие. Так у
подростка формируется экспериментальное мышление.
С развитием интеллекта в подростковом возрасте Пиаже
связывает рождение личности. По его мнению, личность появляется в
тот момент, когда строится программа
жизни. Построение этой программы требует развития гипотетико-дедуктивного
мышления. (Л. Ф. Обухова.)