ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА (англ.
intelligence tests) — тесты, предназначенные для определения уровня интеллектуального развития
индивида и выявления особенностей структуры его интеллекта. Т. и.
разделяются на 2 группы: 1) монометрические
Т. и. (шкала Стэнфорд—Бине, тест Р. Кэттела, Прогрессивные матрицы Равена);
2) тестовые батареи, диагностирующие как общий интеллект,
так и специальные интеллектуальные факторы (Векслера
шкалы, тест Р. Амтхауэра и др.).
В тестах «уровня» задания имеют разную степень сложности, а
их оценка производится с учетом трудности задания. Время решения в этих тестах
ограничено, но не дефицитно. В тестах «скорости» задания более однородны и
результат диагностики в большей мере зависит от скоростных возможностей
испытуемого. В состав Т. и. включают задания на словесно-логическое,
пространственно-образное, арифметическое мышление, а также на память, внимание,
общую осведомленность и пр.
Существуют варианты тестовых батарей для подростков, детей,
взрослых, лиц с высоким уровнем интеллектуальных достижений и т. д. Результаты
тестирования могут выражаться тестовым баллом, коэффициентом интеллекта, профилем
интеллекта, качественной характеристикой индивидуального интеллекта. В
последнем случае принимается во внимание не только количество решенных заданий
и время решения, но и характер ошибок, реакция испытуемого на тест, способы
решения, эмоциональность поведения и пр.
Т. и. широко применяются во всем мире для диагностики умственной отсталости, при решении проблемы индивидуализации
обучения, при работе с персоналом. Результаты диагностики интеллекта зависят от
уровня образования испытуемых, от их приобщенности к культуре, от ситуации
тестирования и др. факторов. См. Бине А. (В. Н. Дружинин.)