ОГЛАВЛЕНИЕ
Часть I. Введение в общую психологию .......................………………….......…........ 11
Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы ......………………......................... 12
1.1. Методологические основы изучения человека .....……………................ 12
1.2. Науки о человеке и человечестве .........…………………........................... 16
1.3. Психология как наука .....................………………………......................... 22
1.4. Основные методы психологических исследований ........………….......... 26
Контрольные вопросы ...........................………………………….................. 36
Рекомендуемая литература ...............................………………………......... 37
Глава 2. Психология в структуре современных наук ......………………...................... 38
2.1. Представления античных и средневековых философов
о душе и сознании ............…………………………...................................... 38
2.2. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения ...........…………........ 45
2.3. Бихевиоризм как наука о поведении ....................…………………............ 49
2.4. Становление отечественной психологии ...........……………….................. 53
2.5. Взаимосвязь психологии и современных наук ..........……………............. 56
2.6. Основные отрасли психологии ......................………………………............ 62
Контрольные вопросы ..................................……………………………......... 68
Рекомендуемая литература ..........................………………………......…........ 69
Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции ...................…………………….........…........ 70
3.1. Понятие о психике ...................................……………………………..…........ 70
3.2. Развитие психики животных ..............………………………..............…........ 76
Контрольные вопросы ..................................………………………………………..…........ 86
Рекомендуемая литература .............................…………………………………….….......... 86
Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека .................…………………....... 88
4.1. Понятие о сознании ......................................……………………………......... 88
4.2. Культурно-историческая концепция развития психики человека ………..... 95
4.3. Развитие психики человека ......................................………………………….. 98
4.4. Физиологические основы психики человека ...............…………………........ 105
Контрольные вопросы ......................................……………………………....... 120
Рекомендуемая литература ................................…………………………......... 120
Глава 5. Психологическая теория деятельности .........................……………………........ 122
5.1. Общая психологическая характеристика деятельности ....……………......... 122
5.2. Основные понятия психологической теории деятельности.
Операционно-технические аспекты деятельности ……………………...... 125
5.3. Теория деятельности и предмет психологии ...........…………………............ 130
5.4. Физиология движений и физиология активности ........………………........... 135
Контрольные вопросы ...............................…………………………............... 147
Рекомендуемая литература ......................……………………….................... 147
Глава 6. Неосознаваемые психические процессы .............…………………….................. 149
6.1. Общая характеристика проблемы неосознаваемых
психических процессов ..............................…………………………................ 149
6.2. Неосознаваемые побудители
сознательных действий ..................................…………………………............ 156
6.3. «Надсознательные» процессы .......………………………............................... 159
Контрольные вопросы ...................…………………………........................... 161
Рекомендуемая литература .............…………………………......................... 162
Часть 2. Психические процессы ..........………………………….............................…...... 163
Глава 7. Ощущение ....................................…………………………………........................ 164
7.1. Общее понятие об ощущении ............................………………………........... 164
7.2. Виды ощущений ...................................……………………………….............. 169
7.3. Основные свойства и характеристики ощущений ............………………...... 173
7.4. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений ........………………....... 180
7.5. Развитие ощущений ...................……………………………............................ 183
7.6. Характеристика основных видов ощущений ...........…………………............ 184
Контрольные вопросы ......................……………………………....................... 198
Рекомендуемая литература .............…………………………............................ 199
Глава 8. Восприятие ..........................................…………………………………................. 200
8.1. Общая характеристика восприятия ...................……………………............... 200
8.2. Физиологические основы восприятия .................……………………............ 202
8.3. Основные свойства и виды восприятия ............……………………............... 207
8.4. Индивидуальные различия в восприятии
и его развитие у детей ...................................……………………………......... 213
8.5. Предмет и фон в восприятии .....................…………………………................ 216
8.6. Взаимоотношение целого и части в восприятии ........………………............ 218
8.7. Восприятие пространства ...................................…………………………...... 222
8.8. Восприятие движения и времени ..........……………………..............….......... 229
Контрольные вопросы ........................……………………………..................... 232
Рекомендуемая литература ............................…………………………............. 233
Глава 9. Представление ..........................................……………………………….............. 234
9.1. Определение представления и его основные характеристики …………....... 234
9.2. Виды представлений ......................……………………………........................ 238
9.3. Индивидуальные особенности представления и его развитие ………...........242
9.4. Первичные образы памяти и персеверирующие образы ......…………......... 245
Контрольные вопросы .............……………………………................................ 246
Рекомендуемая литература ............................…………………………............. 246
Глава 10. Память .......................................…………………………………......................... 247
10.1. Определение и общая характеристика памяти ......………………............... 247
10.2. Основные виды памяти ..................................…………………………......... 255
10.3. Основные процессы и механизмы памяти ..........…………………............... 261
10.4. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие .......……………....... 275
Контрольные вопросы ..............……………………………............................. 281
Рекомендуемая литература ...........................…………………………............ 282
Глава 11. Воображение .............................................………………………………............. 283
11.1. Общая характеристика воображения и его роль
в психической деятельности ..........................………………………............... 283
11.2. Виды воображения ...................…………………………….............…........... 286
11.3. Механизмы переработки представлений
в воображаемые образы ...............................…………………………............ 290
11.4. Индивидуальные особенности воображения и его развитие ...………….....292
11.5. Воображение и творчество ................…………………………...................... 294
Контрольные вопросы .......................………………………..................... 296
Рекомендуемая литература ...............……………………......................... 296
Глава 12. Мышление ..................................………………………………...............…....... 298
12.1. Природа и основные виды мышления ......………………..............….... 298
12.2. Основные формы мышления .........…………………................…............304
12.3. Теоретические и экспериментальные подходы
к исследованию мышления ......................................... 309
12.4. Основные виды умственных операций ...............……………….............. 316
12.5. Решение сложных мыслительных задач
и творческое мышление ............................................ 321
12.6. Развитие мышления ...............…………………………............................. 325
Контрольные вопросы ........................…………………………................... 331
Рекомендуемая литература ..............………………………......................... 331
Глава 13. Речь ........................................................……………………………………...........333
13.1. Общая характеристика речи ..........……………………..............................333
13.2. Физиологические основы речи ........…………………….......................... 336
13.3. Теоретические проблемы возникновения речи ......…………….............. 340
13.4. Основные виды речи ...................................………………………............ 344
13.5. Развитие речи у ребенка .....……………………….................................... 348
Контрольные вопросы ...........................……………………....................... 353
Рекомендуемая литература ......................................…………………........ 353
Глава 14. Внимание ........................................………………………………....................... 354
14.1. Понятие внимания ..................................………………………............... 354
14.2. Основные виды внимания ....................................……………………..... 363
14.3. Основные характеристики свойств внимания .........……………............ 366
14.4. Развитие внимания ..................................…………………………........... 370
Контрольные вопросы ..............................…………………………............. 372
Рекомендуемая литература .............................……………………….......... 372
Глава 15. Воля .......................................................…………………………………............. 373
15.1. Общая характеристика волевых действий ................………………........373
15.2. Основные психологические теории воли .........………………................ 376
15.3. Физиологические и мотивационные аспекты
волевых действий ......................………………………........................... 379
15.4. Структура волевого действия .......................……………………............. 383
15.5. Волевые качества человека и их развитие ............…………….......….... 387
Контрольные вопросы .............................………………………….............. 391
Рекомендуемая литература .................………………………...................... 391
Глава 16. Эмоции ......................................................………………………………….......... 392
16.1. Виды эмоций и их общая характеристика ......………………...................392
16.2. Физиологические основы и психологические теории эмоций ..……......400
16.3. Развитие эмоций и их значение в жизни человека ..…………................ 408
Контрольные вопросы .......................................………………………….... 414
Рекомендуемая литература ...........………………………….........................415
Глава 17. Психические процессы как структурные элементы управления
психической деятельностью .............................………………………..............416
17.1. Психические процессы с точки зрения
кибернетической науки ..................................………………………......... 416
17.2. Теория сигналов и психические процессы .....…………………................. 423
17.3. Информационная структура нервных процессов
и психические образы ................................………………………….............. 428
Контрольные вопросы ............................……………………………............... 435
Рекомендуемая литература ......................…………………………................. 435
Часть 3. Психические состояния и их регуляция .......……………………................... 437
Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма ......………....... 438
18.1. Общее понятие об адаптации человека ..................………………….......... 438
18.2. Общее представление о функциональном состоянии
организма ..............................................………………………………….......... 442
18.3. Общая характеристика состояний организма и психики .....…………....... 448
Контрольные вопросы .......................…………………………….................... 455
Рекомендуемая литература ...............................…………………………....... .455
Глава 19. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний ..………....... 456
19.1. Понятие об эмоциональном стрессе ................……………………..............456
19.2. Регуляция эмоциональных состояний ..........………………….................... 462
Контрольные вопросы .........................…………………………….................. 468
Рекомендуемая литература .............................………………………….......... 468
Часть 4. Психические свойства личности …....…………………………......................... 469
Глава 20. Личность .......................................………………………………….......................470
20.1. Общее понятие о личности ...............................……………………….......... 470
20.2. Взаимосвязь социального и биологического в личности .....…………....... 472
20.3. Формирование и развитие личности ..........................…………………….... 481
Контрольные вопросы .....................................……………………………...... 489
Рекомендуемая литература ....................…………………………................... 489
Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы
к исследованию личности ................……………………….............................. 490
21.1. Теории личности ..............................…………………………….....................490
21.2. Методология экспериментальных исследований личности ....………….....503
Контрольные вопросы ...................……………………………........................ 510
Рекомендуемая литература .........................…………………………................510
Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности ..........………………...........511
22.1. Понятие о направленности личности.
и мотивации деятельности ...........................……………………………...........511
22.2. Психологические теории мотивации ............……………………..................517
22.3. Основные закономерности развития мотивационной сферы ………......... 524
22.4. Мотивированное поведение как характеристика личности ...…………..... 528
Контрольные вопросы ........................……………………………................... 534
Рекомендуемая литература ..........…......................………………………….... 534
Глава 23. Способности .......................................……………………………….................... 535
23.1. Общая характеристика способностей человека ............………………....... 535
23.2. Уровни развития способностей и индивидуальные различия ...…………..539
23.3. Природа человеческих способностей .................…………………….......... 545
23.4. Развитие способностей .................................………………………….......... 548
Контрольные вопросы .............................……………………………..............551
Рекомендуемая литература .............................………………………….......... 551
Глава 24. Темперамент ................................……………………………......................….... 553
24.1. Понятие о темпераменте ......................…………………….............…..... 553
24.2. Краткий обзор учений о темпераменте ......…………….................…..... 555
24.3. Физиологические основы темперамента ................……………......….... 560
24.4. Психологические характеристики темперамента
и особенности деятельности личности .......……………………………………....................562
Контрольные вопросы ..................…………………………......................... 565
Рекомендуемая литература ..............………………………......................... 565
Глава 25. Характер .....................................…………………………………........................ 567
25.1. Понятие о характере ...........................……………………….................... 567
25.2. Теоретические и экспериментальные подходы
к исследованию характера .................………………………………………......................... 570
25.3. Формирование характера ..........................………………………..............579
Контрольные вопросы ......................................…………………………..... 581
Рекомендуемая литература .................………………………...................... 582