ОГЛАВЛЕНИЕ

Часть I. Введение в общую психологию .......................………………….......…........ 11

Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы ......………………......................... 12

1.1. Методологические основы изучения человека .....……………................ 12

1.2. Науки о человеке и человечестве .........…………………........................... 16

1.3. Психология как наука .....................………………………......................... 22

1.4. Основные методы психологических исследований ........………….......... 26

Контрольные вопросы ...........................………………………….................. 36

                   Рекомендуемая литература ...............................………………………......... 37

Глава 2. Психология в структуре современных наук ......………………...................... 38

2.1. Представления античных и средневековых философов

                     о душе и сознании ............…………………………...................................... 38

2.2. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения ...........…………........ 45

2.3. Бихевиоризм как наука о поведении ....................…………………............ 49

2.4. Становление отечественной психологии ...........……………….................. 53

2.5. Взаимосвязь психологии и современных наук ..........……………............. 56

2.6. Основные отрасли психологии ......................………………………............ 62

Контрольные вопросы ..................................……………………………......... 68

                   Рекомендуемая литература ..........................………………………......…........ 69

Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции ...................…………………….........…........ 70

3.1. Понятие о психике ...................................……………………………..…........ 70

3.2. Развитие психики животных ..............………………………..............…........ 76

Контрольные вопросы ..................................………………………………………..…........ 86

Рекомендуемая литература .............................…………………………………….….......... 86

Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека .................…………………....... 88

4.1. Понятие о сознании ......................................……………………………......... 88

4.2. Культурно-историческая концепция развития психики человека ………..... 95

4.3. Развитие психики человека ......................................………………………….. 98

4.4. Физиологические основы психики человека ...............…………………........ 105

Контрольные вопросы ......................................……………………………....... 120

                   Рекомендуемая литература ................................…………………………......... 120

Глава 5. Психологическая теория деятельности .........................……………………........ 122

5.1. Общая психологическая характеристика деятельности ....……………......... 122

5.2. Основные понятия психологической теории деятельности.

Операционно-технические аспекты деятельности    ……………………...... 125

5.3. Теория деятельности и предмет психологии ...........…………………............ 130

5.4. Физиология движений и физиология активности ........………………........... 135

   Контрольные вопросы ...............................…………………………............... 147

                      Рекомендуемая литература ......................……………………….................... 147

Глава 6. Неосознаваемые психические процессы .............…………………….................. 149

6.1. Общая характеристика проблемы неосознаваемых

психических процессов ..............................…………………………................ 149

6.2. Неосознаваемые побудители

сознательных действий ..................................…………………………............ 156

6.3. «Надсознательные» процессы .......………………………............................... 159

Контрольные вопросы ...................…………………………........................... 161
Рекомендуемая литература .............…………………………......................... 162

Часть 2. Психические процессы ..........………………………….............................…...... 163

Глава 7. Ощущение ....................................…………………………………........................ 164

7.1. Общее понятие об ощущении ............................………………………........... 164

7.2. Виды ощущений ...................................……………………………….............. 169

7.3. Основные свойства и характеристики ощущений ............………………...... 173

7.4. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений ........………………....... 180

7.5. Развитие ощущений ...................……………………………............................ 183

7.6. Характеристика основных видов ощущений ...........…………………............ 184

Контрольные вопросы ......................……………………………....................... 198

Рекомендуемая литература .............…………………………............................ 199

Глава 8. Восприятие ..........................................…………………………………................. 200

8.1. Общая характеристика восприятия ...................……………………............... 200

8.2. Физиологические основы восприятия .................……………………............ 202

8.3. Основные свойства и виды восприятия ............……………………............... 207

8.4. Индивидуальные различия в восприятии

и его развитие у детей ...................................……………………………......... 213

8.5. Предмет и фон в восприятии .....................…………………………................ 216

8.6. Взаимоотношение целого и части в восприятии ........………………............ 218

8.7. Восприятие пространства ...................................…………………………...... 222

8.8. Восприятие движения и времени ..........……………………..............….......... 229

Контрольные вопросы ........................……………………………..................... 232

Рекомендуемая литература ............................…………………………............. 233

Глава 9. Представление ..........................................……………………………….............. 234

9.1. Определение представления и его основные характеристики …………....... 234

9.2. Виды представлений ......................……………………………........................ 238

9.3. Индивидуальные особенности представления и его развитие ………...........242

9.4. Первичные образы памяти и персеверирующие образы ......…………......... 245

Контрольные вопросы .............……………………………................................ 246

Рекомендуемая литература ............................…………………………............. 246

Глава 10. Память .......................................…………………………………......................... 247

10.1. Определение и общая характеристика памяти ......………………............... 247

10.2. Основные виды памяти ..................................…………………………......... 255

10.3. Основные процессы и механизмы памяти ..........…………………............... 261

10.4. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие .......……………....... 275

Контрольные вопросы ..............……………………………............................. 281

Рекомендуемая литература ...........................…………………………............ 282

Глава 11. Воображение .............................................………………………………............. 283

11.1. Общая характеристика воображения и его роль

в психической деятельности ..........................………………………............... 283

11.2. Виды воображения ...................…………………………….............…........... 286

11.3. Механизмы переработки представлений

в воображаемые образы ...............................…………………………............ 290

11.4. Индивидуальные особенности воображения и его развитие ...………….....292

11.5. Воображение и творчество ................…………………………...................... 294

Контрольные вопросы .......................………………………..................... 296

Рекомендуемая литература ...............……………………......................... 296

Глава 12. Мышление ..................................………………………………...............…....... 298

12.1. Природа и основные виды мышления ......………………..............….... 298

12.2. Основные формы мышления .........…………………................…............304

12.3. Теоретические и экспериментальные подходы

к исследованию мышления ......................................... 309

12.4. Основные виды умственных операций ...............……………….............. 316

12.5. Решение сложных мыслительных задач

и творческое мышление ............................................ 321

12.6. Развитие мышления ...............…………………………............................. 325

Контрольные вопросы ........................…………………………................... 331

Рекомендуемая литература ..............………………………......................... 331

Глава 13. Речь ........................................................……………………………………...........333

13.1. Общая характеристика речи ..........……………………..............................333

13.2. Физиологические основы речи ........…………………….......................... 336

13.3. Теоретические проблемы возникновения речи ......…………….............. 340

13.4. Основные виды речи ...................................………………………............ 344

13.5. Развитие речи у ребенка .....……………………….................................... 348

Контрольные вопросы ...........................……………………....................... 353

Рекомендуемая литература ......................................…………………........ 353

Глава 14. Внимание ........................................………………………………....................... 354

14.1. Понятие внимания ..................................………………………............... 354

14.2. Основные виды внимания ....................................……………………..... 363

14.3. Основные характеристики свойств внимания .........……………............ 366

14.4. Развитие внимания ..................................…………………………........... 370

Контрольные вопросы ..............................…………………………............. 372

Рекомендуемая литература .............................……………………….......... 372

Глава 15. Воля .......................................................…………………………………............. 373

15.1. Общая характеристика волевых действий ................………………........373

15.2. Основные психологические теории воли .........………………................ 376

15.3. Физиологические и мотивационные аспекты

волевых действий ......................………………………........................... 379

15.4. Структура волевого действия .......................……………………............. 383

15.5. Волевые качества человека и их развитие ............…………….......….... 387

Контрольные вопросы .............................………………………….............. 391

Рекомендуемая литература .................………………………...................... 391

Глава 16. Эмоции ......................................................………………………………….......... 392

16.1. Виды эмоций и их общая характеристика ......………………...................392

16.2. Физиологические основы и психологические теории эмоций ..……......400

16.3. Развитие эмоций и их значение в жизни человека ..…………................ 408

Контрольные вопросы .......................................………………………….... 414

Рекомендуемая литература ...........………………………….........................415

Глава 17. Психические процессы как структурные элементы управления

психической деятельностью .............................………………………..............416

17.1. Психические процессы с точки зрения

кибернетической науки ..................................………………………......... 416

17.2. Теория сигналов и психические процессы .....…………………................. 423

17.3. Информационная структура нервных процессов

и психические образы ................................………………………….............. 428

Контрольные вопросы ............................……………………………............... 435

Рекомендуемая литература ......................…………………………................. 435

Часть 3. Психические состояния и их регуляция .......……………………................... 437

Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма ......………....... 438

18.1. Общее понятие об адаптации человека ..................………………….......... 438

18.2. Общее представление о функциональном состоянии

организма ..............................................………………………………….......... 442

18.3. Общая характеристика состояний организма и психики .....…………....... 448

Контрольные вопросы .......................…………………………….................... 455

Рекомендуемая литература ...............................…………………………....... .455

Глава 19. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний ..………....... 456

19.1. Понятие об эмоциональном стрессе ................……………………..............456

19.2. Регуляция эмоциональных состояний ..........………………….................... 462

Контрольные вопросы .........................…………………………….................. 468

Рекомендуемая литература .............................………………………….......... 468

Часть 4. Психические свойства личности …....…………………………......................... 469

Глава 20. Личность .......................................………………………………….......................470

20.1. Общее понятие о личности ...............................……………………….......... 470

20.2. Взаимосвязь социального и биологического в личности .....…………....... 472

20.3. Формирование и развитие личности ..........................…………………….... 481

Контрольные вопросы .....................................……………………………...... 489

Рекомендуемая литература ....................…………………………................... 489

Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы

к исследованию личности ................……………………….............................. 490

21.1. Теории личности ..............................…………………………….....................490

21.2. Методология экспериментальных исследований личности ....………….....503

Контрольные вопросы ...................……………………………........................ 510

Рекомендуемая литература .........................…………………………................510

Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности ..........………………...........511

22.1. Понятие о направленности личности.

и мотивации деятельности ...........................……………………………...........511

22.2. Психологические теории мотивации ............……………………..................517

22.3. Основные закономерности развития мотивационной сферы ………......... 524

22.4. Мотивированное поведение как характеристика личности ...…………..... 528

Контрольные вопросы ........................……………………………................... 534

Рекомендуемая литература ..........…......................………………………….... 534

Глава 23. Способности .......................................……………………………….................... 535

23.1. Общая характеристика способностей человека ............………………....... 535

23.2. Уровни развития способностей и индивидуальные различия ...…………..539

23.3. Природа человеческих способностей .................…………………….......... 545

23.4. Развитие способностей .................................………………………….......... 548

Контрольные вопросы .............................……………………………..............551

Рекомендуемая литература .............................………………………….......... 551

Глава 24. Темперамент ................................……………………………......................….... 553

24.1. Понятие о темпераменте ......................…………………….............…..... 553

24.2. Краткий обзор учений о темпераменте ......…………….................…..... 555

24.3. Физиологические основы темперамента ................……………......….... 560

24.4. Психологические характеристики темперамента

и особенности деятельности личности .......……………………………………....................562

Контрольные вопросы ..................…………………………......................... 565

Рекомендуемая литература ..............………………………......................... 565

Глава 25. Характер .....................................…………………………………........................ 567

25.1. Понятие о характере ...........................……………………….................... 567

25.2. Теоретические и экспериментальные подходы

к исследованию характера .................………………………………………......................... 570

25.3. Формирование характера ..........................………………………..............579

Контрольные вопросы ......................................…………………………..... 581

Рекомендуемая литература .................………………………...................... 582