Главная » Статьи » Центр » ТЕХНИКА БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ТЕКСТА


ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ТЕКСТА

Несмотря на большую историю изучения процессов зрительного восприятия, еще и сегодня наука не разгадала всех его тайн. Благодаря зрению человек получает более 90% всей информации об окружающем его мире. Однако, как считают ученые, не всегда люди эффективно используют зрение. Не случайно еще И. В. Гете в одном из своих произведений писал:

Что на свете всего труднее?

Видеть своими глазами

То, что лежит перед нами.

Мнения специалистов, изучающих процессы зрения, единодушно сходятся на том, что глаза — это вынесенный вперед мозг. Как же происходит восприятие текста и передача его в мозг?

Здесь можно выделить два основных этапа: первичное восприятие текста глазами и его обработка.

Как показали исследования, при чтении глаза человека находятся только в одном из двух состояний: в состоянии фиксации (остановки) или смены точек фиксации (движении).

Восприятие текста происходит только в момент остановки, или фиксации глаз. Из ста тысяч фиксаций, которые делают глаза человека в течение дня, огромная часть их не является информативной, т. е. продуктивной. Зрительные фиксации очень изменчивы по длительности и в значительной мере зависят от объекта наблюдений, его известности, цели и ценности объекта восприятия с точки зрения наблюдателя. Подсчитано, что в течение часа глаза читателя 57 мин находятся в относительном покое — они зафиксированы на тексте.

 

Мы часто не знаем, что мы видим, пока не узнаем, на что мы смотрим

 

Естественно, что скорость переработки информации в этих условиях зависит от того, какое количество информации будет воспринято в момент остановок. Таким образом, повышение скорости чтения — это повышение способности воспринимать информацию в большом объеме в единицу времени при остановке глаз во время чтения. Необходимо отметить, что разобранные здесь процессы и отражают особенности зрительного восприятия текста. Рассмотренный способ повышения скорости чтения является основополагающим при обучении быстрому чтению. В самом деле, несмотря на разнообразие методов ускорения чтения, все они преследуют одну цель — научить читателя считывать в единицу времени большее количество информации.

 

РИС. 14

 

Движения глаз при чтении человек обычно не осознает. Одна из причин этого — отсутствие так называемой осознаваемой, произвольно управляемой кинестетической обратной связи, посредством которой в мозг передавались бы сообщения о микродвижениях глаз. Человек узнает о направлении своего взгляда не в результате движений, совершаемых глазами, а лишь по положению наблюдаемых объектов и под влиянием некоторых других факторов, например поворота или наклона головы. Тем не менее непроизвольные движения глаз играют большую роль в зрительном восприятии.

Не случайно исследователи, оценивая комплекс процессов происходящих в зрительной системе человека, отмечают: “Мы часто не знаем что видим, пока не узнаем, на что мы смотрим”.

РИС. 15

 

При взгляде на определенный объект глаз совершает по его контуру регулярные скачки с частотой 2-5 раз в с. Причем, как показывают наблюдения, при чтении текста такие скачки совершаются вдоль строки 3-4 раза в с. На рис. 14 показан характер микродвижений глаз. Существуют три вида этих микродвижений: дрейф (волнистые линии) — от центра; быстрые скачки (прямые отрезки) — обратно к центру; высокочастотный тремор, накладывающийся на основной дрейф. Амплитуда всех этих движений очень мала. Диаметр изображенного на рис. 14 участка центральной ямки сетчатки глаза составляет всего лишь 0,05 мм. Из этого следует важный промежуточный вывод, имеющий существенное значение для совершенствования техники чтения: различие между человеком, читающим быстро, и человеком, читающим медленно, заключается не в скорости движения их глаз, а в количестве материала, который воспринимает читающий в момент фиксации.

Как установили психологи, каждый человек в зависимости от возраста и опыта тратит разное время и усилия на зрительное восприятие нового объекта. Это хорошо видно по траектории глаз, впервые увидевших ту или иную геометрическую фигуру (рис. 15). Траектория эта вычерчивается на основании киносъемки: объектив аппарата располагается по центру рассматриваемой фигуры, но сзади нее. Специальная аппаратура следит за движением глаз. Здесь первая траектория принадлежит трехлетнему ребенку, вторая — шестилетнему, третья — взрослому человеку.

На рис. 15 показаны траектории при рассматривании уже знакомой фигуры. Мы видим, что глаз движется более экономно: память хранит эталоны, позволяющие быстро, по нескольким опорным деталям вспомнить всю фигуру и мгновенно воссоздать ее зрительный образ. Интересно, что трехлетнему ребенку, невнимательно рассмотревшему в первый раз фигуру, пришлось потратить больше времени, чтобы узнать ее в другой раз.

При мысленном воспроизведении знакомой фигуры на пустом экране (рис. 15) время поисковых движений глаз по памяти зависит от того, насколько усвоен образ. Трехлетний ребенок, по-видимому, так и не запомнил как следует фигуру при первых опытах, поэтому, судя по траектории его взора, он даже и не пытается представить ее себе. Шестилетний ребенок, напротив, довольно точно ее представил и воссоздал — сказывается прошлая внимательность. Траектория движения глаз взрослого человека лаконична, но это не значит, что он не представляет фигуру целиком: просто его образное мышление столь развито, что ему не требуется глазами восстанавливать образ целиком — это происходит автоматически внутри зрительной системы, при извлечении эталонов из системы памяти.

Особенности зрительного восприятия изучает новая наука — эргономика; рекомендации инженеров-психологов используют при проектировании рабочих пультов операторов различных систем управления. Большое внимание эргономика уделяет системе “Человек — автомобиль — дорога”, так как число жертв дорожно-транспортных происшествий растет из года в год во всех странах мира. Одна из американских фирм разработала специальное устройство, предупреждающее несчастные случаи на автотранспорте. Чтобы водители не садились за руль автомобиля в нетрезвом виде, фирма предложила автомат — электронный предохранительный прибор. Для включения стартера водитель должен сперва набрать на диске пятизначное число. Какое именно? Это он сможет прочесть в окошке прибора — число появится в нем на короткое время, всего лишь на полторы секунды. Если водитель трезвый, он успевает за это время запомнить число и правильно воспроизвести его на диске, если пьян — ничего не получится! Попытку можно повторить только три раза. Если и последняя попытка закончится неудачей, система зажигания автомобиля блокируется на несколько часов.

Прочтя статью или книгу, мы можем рассказать о содержании произведения, но никогда не знаем достоверно, каким образом перемещался взгляд в процессе чтения, где и какой продолжительности делал он остановки. Большинство людей заблуждается, считая, что в процессе чтения их взгляд равномерно скользит вдоль строк. А на самом деле это не так. При чтении глаза совершают скачкообразные, так называемые саккадические движения, останавливаясь только в двух-трех местах на каждой строке. Кроме того, зрительный анализатор извлекает из любого изображения, в том числе и из текста, только информативную часть, т. е. он не переносит изображение из одного места (с сетчатки) в другое (в мозг) один к одному.

Зрительный нерв имеет более 1 млн. изолированных волокон и глаз как сложный прибор работает избирательно. Интересно сравнить сетчатую оболочку глаза человека и связанные с ней генетически заданные сети матрицы зрительной коры головного мозга с вычислительными системами. В количественном смысле это сравнение глаза и ЭВМ по абсолютному количеству информации, которую они обрабатывают, показывает, что сетчатка (по своим элементам, действующим параллельно с миллисекундными интервалами) выполняет работу, эквивалентную современной цифровой вычислительной системе, занимающей площадь в 70 м2 и использующей 4 тонны сложнейшего электронного оборудования. Физически же, как известно, сетчатка занимает по объему всего около 12 см2 х 0,01 см и весит примерно 100 мг. Эти цифры характеризуют уровень биологической микроминиатюризации и степень энергетической экономии при обработке информации, достигаемой в зрительной системе.

Выделить главное в шрифтовом изображении строк, устранить избыточность текста можно как путем перекодирования, так и методом исключения излишних сигналов, получающихся от многократно повторяющейся статической информации. Движения глаз, их трассировка при чтении в значительной мере зависят от навыка. Здесь ученые сумели выявить четыре основных навыка обработки текстовой информации при чтении, отражающих различную квалификацию читателя.

Побуквенное чтение — обрабатывается каждая буква в отдельности. Так читают малограмотные люди.

Послоговое чтение — текст читается по слогам, как в школе в первом классе. Как известно, именно слог принят за минимальную единицу артикуляции.

Чтение по словам — в этом случае текст читается путем просмотра только части слова и затем антиципируется. Этот навык возможен при высокой читательской квалификации, большом объеме знаний и хорошей зрительной памяти. Такой читатель располагает значительным запасом слов — тезаурусом. Установлено, что большинство взрослых людей читает по словам, но, к сожалению, с проговариванием. При этом обычно просматривается первый слог (слоги) читаемого слова и первые буквы второго слова, остальная же часть данного фрагмента текста (пары слов) угадывается с большой степенью вероятности.

Чтение понятиями — в тексте выделяются только ключевые слова и констатируются смысловые ряды, и затем мысль читателя синтезируется на их основе. Такое чтение характерно для людей высокой читательской квалификации, имеющих определенные навыки, большой запас знаний, отличную память и умеющих создавать произведения, т. е. генерировать тексты.

Хотелось бы напомнить, что последнее обстоятельство было замечено еще К. Марксом, который писал, что “чтение столь же важно, как и писание; поэтому необходимо было бы ввести также знания компетентных и некомпетентных читателей — вывод, который был сделан в древнем Египте, где жрецы, считавшиеся единственными компетентными писателями, в то же время считались и единственными компетентными читателями”[1].

Антиципация — это предугадывание, иначе говоря, далекое предвосхищение логического построения текста. Как правило, оно происходит без анализа всех слов этого предстоящего текста. Эту работу глазу просто делать не нужно. Установлено, что взрослый читатель, владеющий навыком зрелого чтения, антиципирует наиболее общую тему, например, “грусть”, “тревога”, “радость”, “равнодушие” и т. п. Затем по ходу чтения, за счет конкретизации смысла выявляется подтема, которую читатель определяет в дальнейшем как “тревога за собственную жизнь” или “радость предстоящей встречи”. В дальнейшем в сознании порождается собственно текст таким, как его увидел читатель. Этот текст отражает конкретную ситуацию (о которой говорит автор) в той или иной мере полноты в интерпретации читателя. Тот факт, что “далекое упреждение текста, как правило, происходит без реализации всех слов этого текста”, подтверждается исследованием, которое провел журналист П. С. Карасев на материале сравнения набросков и тезисов будущих статей и выступлений В. И. Ленина с полными текстами этих статей и выступлений[2].

Как отмечают лингвисты, при анализе текстов и их восприятии немаловажную роль играет так называемый эффект клиширования, или эффект газетных штампов. Достаточно вспомнить, что у журналиста, героя новеллы Карела Чапека “Эксперимент профессора Роуса”, память хранила ограниченное число газетных клише на уровне стереотипных словосочетаний (синтагм), которыми он реагировал немедленно на любое обращение к нему профессора Роуса. Умение стереотипно реагировать на стереотипные текстовые стимулы реально, и оно, видимо, свидетельствует о наличии в памяти действительно готовых словосочетаний не только у профессиональных работников прессы, но и у постоянных читателей газет и журналов. Эта полезная для чтения способность видеть в тексте все сразу может быть воспитана специальными упражнениями. Но об этом мы будем говорить в последующих разделах книги.



[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. I, с. 78.

[2] Карасев П. С. Из наблюдений над композицией ленинских статей. — В кн.: Проблема жанров в журналистике. Л., 1968, с. 5-12.

Категория: ТЕХНИКА БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ | Добавил: trofusha (06.04.2009)
Просмотров: 3141 | Теги: движение | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]