Главная » Статьи » Справочный материал » Энциклопедия |
Мудрость картоидов и Explain Юлий Феодоритов
Скорее это выход для эмоций,
Эврика! Маленькое, но гениальное открытие: лучше ехать на велосипеде, чем идти пешком. Исходя из этой житейской мудрости, давайте освоим "велосипед" - редактор картоидов - а потом уже продолжим опыты составления схем и визуализации на их основе. Идея использования схем и рисунков для лучшего изложения знаний не нова – ее применяют при обучении испокон веков. Но только сравнительно недавно ее стали изучать и развивать как особый метод мышления. На Западе это течение получило названия "concept mapping", "mind mapping" – его зарождение связывают с работами Джозефа Новака, выполненными в Корнельском университете (США) в 60-х годах ХХ века, а современную реализацию - с методиками английского психолога Тони Бьюзена, признанного лидера в этой области. В России примерно в это же время похожие идеи получили выражение в теоретических работах Г.П. Мельникова и П.Г. Кузнецова по системологии и широко использовались Г.П. Щедровицким и его последователями в организационно-деятельностных играх (существует даже музей схем Щедровицкого). Вкратце техника "concept mapping" состоит в визуализации - сопровождении мыслительного процесса рисованием блок-схем, которые фиксируют все новые мысли, заключения и переходы между ними. При этом начинает активнее работать обычно заторможенное правое полушарие мозга, и становится сильнее интуиция – функция мышления, локализованная именно в этом полушарии. Большинство компьютерных программ, созданных для "concept mapping", этим и ограничиваются. Однако если нанести логические схемы на изображение-подложку, то может открыться еще один пласт способностей правого полушария мозга – а именно, способности к целостному восприятию. Сравнивая два полушария, психологи отмечают: левое полушарие видит множество деревьев, а вот лес способно увидеть только правое. Вот что говорит Эдвард де Боно, мэтр исследований в области обучения мышлению как навыку: "Слишком часто мы путаем "мудрость" и "сообразительность". Мы концентрируемся на сообразительности и пренебрегаем мудростью, потому что верим, что необходимо быть старым для того, чтобы быть мудрым. Сообразительность имеет отношение к решению сложных головоломок технических вопросов. Сообразительность схожа с фокусирующей линзой, которая видит детали, но неспособна воспринять полную картину. Мудрость схожа с линзой широкоформатного фотоаппарата. Мудрость – это то, в чем мы нуждаемся для обдумывания обычных вопросов повседневной жизни, от маленьких решений до самых крупных". Итак, психологи уверяют нас, что визуализация мышления в блок-схемах делает нас сообразительнее, а использование целостного восприятия в картоидах - еще и мудрее… Чтобы проверить, так ли это, нужно приобрести некоторый опыт работы со схемами. Можно, конечно, вооружиться бумагой, карандашом и ластиком, но для ХХI века это как-то архаично. Придется освоить какой-нибудь компьютерный редактор картоидов, благо таких программ создано множество. Недавно я задался целью собрать все известные в этой области. Собралась коллекция из 33 образцов во главе с массивной (300 Мб) MS Visio. А среди прочих - MindMap, Mindjet, Inspiration, RFFLow, TheBrain, Axon... Почти все эти программы стоят от $100 и выше. Мне же больше понравилась бесплатная отечественная Explain, разработанная Олегом Набатовым из Марий Эл. Она чем-то напомнила трехлинейную винтовку или автомат Калашникова - вместо 300 Мб всего 0,7 Мб, а толку больше... ;0) Интерфейс Explain в отличие от аналогичных программ не перегружен инструментарием, меньше утомляет зрение - и в то же время все инструменты под рукой через контекстные меню. Можно добавлять картинки к объектам, использовать динамическую раскраску, легко переходить от одного картоида к другому, запускать ассоциированные программы и гиперссылки. Freeware. Дистрибутив (0,7 Мб) можно взять с авторского сайта http://feod.org/evrika/setupxpl15.zip После установки занимает менее 1 Мб. При загрузке программы высвечивается чистое рабочее поле и точка help, являющаяся гиперссылкой для перехода к руководству пользователя и основным примерам, заготовленным автором. Как видите, в этих инструкциях всё просто и наглядно изложено. Достаточно загрузить рисунок на рабочее поле (через контекстное меню) и далее двойным щелчком мыши создавать на нем точки с комментариями. Точки можно буксировать традиционным способом, а при нажатой правой кнопке мыши протягивать ориентированные связи между ними. Если ваш картоид очень велик, то роликом прокрутки мыши можно менять масштаб изображения или же буксировать рабочую область экрана к интересующему вас участку. Кроме того, у точек есть собственные меню, через которые регулируется цвет и форма точки, даются развернутые текстовые комментарии в дополнительном окне, а также гиперссылки на другие картоиды или файлы, странички сайтов и исполняемые программы. К связи можно добавить надписи, промежуточный объект, а также свернуть связь в одну точку. Всё остальное не требует пояснений - достаточно 10 минут поработать с программой, как она станет интуитивно прозрачной. Обратите внимание на планочку в самом низу окошка контекстного меню - такого сверхкомпактного интерфейса я нигде не встречал (браво, Олег Набатов!!!). Добавлю лишь, что рисунки в формате BMP к точкам лучше подбирать размером что-то около 80х80, а на общий фон 200х200 пикселей. Иначе вам придется менять масштаб. Вышесказанное относилось к редактированию картоидов. Но Explain напоминает кентавра - у него есть и другая сущность: видеосинтез и расчет логических схем. Дело в том, что связывая точки в схему, вы тем самым строите нейросеть. Два нижних движка на меню точки отвечают за выбор между функциями И/ИЛИ при логических вычислениях в сетях и за перевод точки в режим логической константы (истина = +1, ложь = -1) – в этом случае сигналы по исходящим связям не зависят от значений входов. Кстати, сами связи имеют настройку: сигнал в них может менять знак. Вполне вероятно, что расчет таких схем может пригодиться при решении логических задач. Но в отношении картоидов я пока увидел лишь одну выгоду - можно подобрать такие параметры связей и точек, что последние будут периодически менять свой цвет - возникает иллюминация, приятно оживляющая вид картоидов (а что - дело стоит того, посудите хотя бы, сколько денег тратят городские власти на иллюминацию улиц в дни праздников ;0). Но имейте в виду, что расчет нейросетей сильно загружает процессор. Поэтому неиспользуемые схемы из окна программы советую убирать, да и Explain лучше не использовать в параллель с другими программами - иначе те будут ощутимо тормозить. Впрочем, если рабочие точки-нейроны вы через контекстное меню замените спецобъектами (константами или пирамидками), то нагрузка на процессор резко упадет. Однако вернемся к так называемым "ментальным картам" или "картам памяти" Т. Бьюзена. На сайтах, посвященных "Mind Mapping", накоплены обширные коллекции удачных схем в качестве примеров применения этой технологии. Большинство из них можно свести к двум обобщенным типам: 1. Это
иерархические или древовидные структуры, используемые при разборе ситуаций
"от общего к частному" или для конкретизации, развития, вариации исходной
идеи. Большинство программ "concept mapping" так и построены изначально: в
центр экрана помещается крупное ядро исходной идеи, а от него надстраиваются
все более тонкие веточки уточнений и вариаций. Заметим, что подобное
строение картоида как раз отвечает требованию объединения множества идей в
одно целое. 2. Это
цепочки событий-переходов, соединяющиеся в циклы или более сложные сети. Тем
самым удается фиксировать и охватывать вниманием причинно-следственные
зависимости и сложные планы работ. Вот для таких схем довольно часто
применяется процедура реконструкции системы по ее части. Например, сначала
задаются в качестве объектов исходные условия и цель, а потом выстраивается
план достижения цели как поэтапного перехода от исходных условий через
промежуточные к конечным. Если обратиться к системологии Г.П. Мельникова, то к этим двум обобщенным классам схем следовало бы добавить еще один, связанный с процессами адаптации. 3. Представим
себе целостную систему или циклический процесс, в котором один из элементов
выпал. Тогда если поместить на его место некий другой элемент, то он попадет
в узел связей, которыми целое детерминирует функционирование этого элемента.
Вот этот общий запрос к элементу, задающий направление его адаптации к
требованиям системы, Мельников называл "детерминантой". Детерминанту можно
изобразить графически – как круг объектов, внутрь которого попадает новый
элемент и по отношению к которым он должен определиться: какие связи и с
какими объектами следует устанавливать, а какие нужно игнорировать. Вышеизложенные примеры касались пока только блок-схем. А как же насчет изображений-подложек и обещанной де Боно мудрости? Каковы условия, при которых сплав образа и слова оказывается эффективным? Ответ на этот
вопрос зависит от авторской задачи и принятого стиля оформления мысли. Часто
образная подложка выбирается такой, чтобы служить объединению текстовых
включений в единое целое. Первое и всем хорошо известное применение подобных
картоидов – это путешествие по географическим
картам. Впрочем, говоря о мудрости, де Боно имел в виду нечто другое. В его модели обстоятельства замыкают человека в "логические пузырьки", которые резко сужают его способность понять мышление других людей, обстоятельства жизни и деятельности которых иные. Картоид будет способствовать выходу за пределы вашего "логического пузырька" и мудрому анализу ситуации, если образ, который вы поместите в качестве фона, будет напоминать вам о других точках зрения, концепциях и парадигмах. Для этого может быть полезно:
Экскурсы в символистику, совершённые в предыдущих трех выпусках, позволяют добавить ещё несколько ориентиров:
Но это, так сказать, общие соображения. Их реализацию мы рассмотрим в двух следующих выпусках. Первой на очереди будет пирамидальная карта здоровья (в ней снова зазвучит гипертекстовая майевтика). Эту карту мы научимся собирать и откроем её связь с таинственным и боготворимым "Цветком Жизни". * * * Увлекательных приключений всем в Зареалье Сети | |||||||||||||||||
Просмотров: 1309 | |
Всего комментариев: 0 | |