Главная » Статьи

Всего материалов в каталоге: 261
Показано материалов: 51-60
Страницы: « 1 2 ... 4 5 6 7 8 ... 26 27 »

  Структура науки. Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему Н. в целом, весьма условно можно подразделить на 3 большие группы (подсистемы) — естественные, общественные и технические Н., различающиеся по своим предметам и методам. Резкой грани между этими подсистемами нет — ряд научных дисциплин занимает промежуточное положение. Так, например, на стыке технических и общественных Н. находится техническая эстетика, между естественными и техническими Н. — бионика, между естественными и общественными Н. — экономическая география. Каждая из указанных подсистем, в свою очередь, образует систему разнообразным способом координированных и субординированных предметными и методическими связями отдельных Н., что делает проблему их детальной классификации крайне сложной и полностью не решенной до сегодняшнего дня (см. ниже раздел Классификация наук).
Энциклопедия | Просмотров: 3674 | Добавил: trofusha | Дата: 09.08.2010 | Рейтинг: 5.0/4 | Комментарии (0)

Закономерности и тенденции развития науки. Более чем двухтысячелетняя история Н. отчётливо обнаруживает ряд общих закономерностей и тенденций её развития. Ещё в 1844 Ф. Энгельс сформулировал положение об ускоренном росте Н. «... Наука движется вперёд пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующего поколения...» (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 1, с. 568). Как показали современные исследования, это положение может быть выражено в строгой форме экспоненциального закона, характеризующего возрастание некоторых параметров Н., начиная с 17 в. Так, объём научной деятельности удваивается примерно каждые 10—15 лет, что находит выражение в ускорении роста количества научных открытий и научной информации, а также числа людей, занятых в Н. По данным ЮНЕСКО, за последние 50 лет (до начала 70-х гг.) ежегодное увеличение числа научных работников составляло 7%, в то время как численность всего населения возрастала лишь на 1,7% в год (в 70-е гг. показатели роста Н. в США и некоторых др. капиталистических странах стали уменьшаться — начал обнаруживаться эффект так называемого насыщения Н.). В результате число ныне живущих учёных и научных работников составляет свыше 90% от общего числа учёных за всю историю Н.
Энциклопедия | Просмотров: 1918 | Добавил: trofusha | Дата: 09.08.2010 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии (0)

Основные этапы развития науки. Истоки Н. уходят своими корнями в практику ранних человеческих обществ, в которой были нераздельно сплавлены познавательные и производственные моменты. «Производство идей, представлений, сознания первоначально непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни. Образование представлений, мышление, духовное общение людей является здесь еще непосредственным порождением их материальных действий» (Маркс К. и Энгельс Ф., Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений, 1966, с. 29). Первоначальные знания носили практический характер, выполняя роль методических руководств конкретными видами человеческой деятельности. В странах Древнего Востока (Вавилонии, Египте, Индии, Китае) было накоплено значительного количество такого рода знаний, которые составили важную предпосылку будущей Н. Отдалённой предпосылкой Н. можно считать и мифологию, в которой впервые была реализована попытка построить целостную, всеобъемлющую систему представлений об окружающей человека действительности. В силу своего религиозно-антропоморфного характера эти представления, однако, очень далеко отстояли от Н. и, более того, формирование Н. требовало в качестве предварительного условия критики и разрушения мифологических систем. Для возникновения Н. были необходимы также определённые социальные условия: достаточно высокий уровень развития производства и общественных отношений (приводящий к разделению умственного и физического труда и тем самым открывающий возможность систематических занятий Н.), а также наличие богатой и широкой культурной традиции, допускающей свободное восприятие достижений разных культур и народов.
Энциклопедия | Просмотров: 7261 | Добавил: trofusha | Дата: 09.08.2010 | Рейтинг: 4.0/2 | Комментарии (0)

Наука и другие формы освоения действительности. Будучи неотъемлемой от практического способа освоения мира, Н. как производство знания представляет собой весьма специфическую форму деятельности, существенно отличную как от деятельности в сфере материального производства, так и от др. видов собственно духовной деятельности. Если в материальном производстве знания лишь используются в качестве идеальных средств, то в Н. их получение образует главную и непосредственную цель, независимо от того, в каком виде воплощается эта цель — в виде ли теоретического описания, схемы технологического процесса, сводки экспериментальных данных или формулы какого-либо препарата. В отличие от видов деятельности, результат которых в принципе бывает известен заранее, задан до начала деятельности, научная деятельность правомерно называется таковой лишь постольку, поскольку она даёт приращение нового знания, т. е. её результат принципиально нетрадиционен. Именно поэтому Н. выступает как сила, постоянно революционизирующая др. виды деятельности.
Энциклопедия | Просмотров: 2566 | Добавил: trofusha | Дата: 09.08.2010 | Рейтинг: 5.0/1 | Комментарии (0)

Наука, сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретической систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. В ходе исторического развития Н. превращается в производительную силу общества и важнейший социальный институт. Понятием «Н.» включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности — сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Термин «Н.» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания.

  Непосредственные цели Н.— описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения на основе открываемых ею законов, т. е. в широком смысле — теоретическое отражение действительности.

Наука и другие формы освоения действительности

Основные этапы развития науки

Закономерности и тенденции развития науки

Структура науки

Наука как социальный институт. Организация и управление в науке

Социальная роль и будущее науки

Классификация наук

Принципы классификации наук

Исторический очерк

Марксистская классификация наук

Практическое значение классификации наук

Энциклопедия | Просмотров: 780 | Добавил: trofusha | Дата: 09.08.2010 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии (0)

Навигация по интернету
Музыка | Просмотров: 611 | Добавил: trofusha | Дата: 08.08.2010 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии (0)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Экстрасенсорика | Просмотров: 1489 | Добавил: trofusha | Дата: 08.08.2010 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии (0)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы рассмотрели различные аспекты, тем или иным образом связывающие экстрасенсорные проявления и человеческую психику. Раскрытие проблемы, с одной стороны, шло по пути развенчивания психологических мифов, выстраивающих барьеры для проведения психологического анализа ЭСВ, с другой стороны, - по пути демистификации феноменов ЭСВ и переносе их в область психологии. Необъяснимого в экстрасенсорике столько же, сколько и в психологии, а психологического в ЭСВ не меньше, чем в любом объекте психологии. Автор стремился показать отсутствие противоречий между обычной и экстрасенсорной способностью, их общую психологическую природу. Такой подход находит отклик у зарубежных и отечественных авторов: "Мы подозреваем, что в сущности, нет разницы между парапсихологическими феноменами и теми, которые считаются нормальными психологическими процессами. Мы предсказываем, что паранормальные функции будут признаны нормальными по мере накопления свидетельств и выработки более изощренных парадигм" (цит. по: Леонтьев Д.А., 1995, с. 171).

Экстрасенсорика | Просмотров: 796 | Добавил: trofusha | Дата: 08.08.2010 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии (0)

ЭСВ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Психология ЭСВ может рассматриваться через категорию деятельности. ЭСВ - такая же деятельность, как и обычное восприятие, принципиальных отличий здесь нет. Среди характеристик деятельности экстрасенса есть и мотив (социальный статус, самосовершенствование), и цель (новые знания, идеи, умения), и предмет (информация), и структура (знакомство с задачей, выбор средств, применение методик), и, наконец, средства ее осуществления (методы, способности). Выбор того или иного мотива, той или иной цели и т.д. зависит от личности, ее склонностей и стремлений, ценностей и смыслов, индивидуальных вкусов, стилей, привычек. В итоге все это определяет успешность экстрасенсорной деятельности, характер ее протекания, ценность и значение для ее субъекта, а следовательно, и дальнейшее развитие умений и навыков.

Экстрасенсорика | Просмотров: 738 | Добавил: trofusha | Дата: 08.08.2010 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии (0)

СУБЪЕКТ ВОСПРИЯТИЯ

Известно, что восприятие зависит от многих характеристик его субъекта: функционального состояния, индивидуально-личностных особенностей, применяемой стратегии и т.д. Это так же справедливо и для ЭСВ.

В схожести переживаний и ощущений, испытываемых человеком при ЭСВ и в измененных состояниях сознания, интуитивно угадывалась их связь. Эмпирически зависимость ЭСВ от измененного состояния сознания была продемонстрирована еще в 40-х годах (Васильев, 1963).

Экстрасенсорика | Просмотров: 952 | Добавил: trofusha | Дата: 08.08.2010 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии (0)

1-10 11-20 ... 31-40 41-50 51-60 61-70 71-80 ... 251-260 261-261