АВСТРИЙСКАЯ (Грацкая)
ШКОЛА — группа исследователей (Х.
Эренфельс, С. Витасек, В. Бенусси и др.), работавших с 1880-х по 1910-е гг. в
основном в Грацком ун-те под руководством философа и психолога А. Мейнонга,
основавшего в 1894 г.
первую в Австрии лабораторию экспериментальной психологии и развивавшего в
теоретическом плане идеи своего непосредственного учителя Ф. Брентано. А. ш. известна прежде всего
теоретико-экспериментальной разработкой поставленной Эренфельсом проблемы
целостного сознания. Именно Эренфельс ввел термин «гештальт-качество» для обозначения целостности психического образа
(т. е. несводимости его свойств к сумме свойств составляющих его ощущений) и
сознания в целом. В А. ш. были исследованы (в т. ч. экспериментально — на
материале оптико-геометрических иллюзий, патологии восприятия) свойства,
некоторых целостных психических образований. Тем самым А. ш. подготовила почву
для перехода психологии от элементаристской стратегии познания, характерной,
напр., для ассоциативной психологии,
к целостному подходу, развивавшемуся гештальт-психологией
и лейпцигской школой, хотя в целом представители А. ш. не
вышли за пределы элементаристского способа познания. Они считали качество
целостности («гештальт-качество») — напр. мелодию, форму — еще одним элементом
восприятия, присоединяющимся к исходной сумме ощущений как новый элемент —
«автоматически» (Эренфельс) или в результате особого «продуктивного» духовного
акта (Мейнонг). Отсутствием или наличием такого акта объяснялись В А. ш.
отсутствие или возникновение оптико-геометрических иллюзий и особенности
восприятия музыки, в частности амузия (Витасек,
Бенусси).
Вместе с тем А. ш. поставила проблему др. единиц анализа
сознания, нежели в ассоциативной психологии, проблему целостно-образующих
факторов и проблему активности субъекта в построении образа (что игнорировали
гештальт-психологи), а также внесла свой вклад в разработку проблем восприятия
пространства, перцептивных иллюзий, гносеологических и этических вопросов. (Е.
Е. Соколова.)