УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (англ.
learning activity).
1. В широком употреблении У. д. — довольно неоднозначное
понятие. Иногда У. д. рассматривается как син. «научения», «учения», «обучения». Как основная нормативная
деятельность в учреждениях образования (и как ведущая деятельность в
младшем школьном возрасте) У. д.
— особая форма активности личности, направленная на усвоение (присвоение) социального опыта познания и преобразования
мира, что включает овладение культурными способами внешних предметных и умственных действий.
2. В теоретической концепции развивающего обучения (в школе Эльконина—Давыдова. — Ред.)
У. д. — один из видов деятельности школьников
и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и
дискуссий теоретических знаний и
связанных с ними умений и навыков в
таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность,
право и религия. Систематическое осуществление У. д. способствует интенсивному
развитию у ее субъектов теоретического мышления, основными компонентами которого являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия.
У. д. нельзя отождествлять с теми процессами учения и усвоения,
которые включены в любые виды
деятельности (в коммуникативную, игровую, трудовую, спортивную и т. п.). У. д.
предполагает усвоение именно теоретических знаний посредством дискуссий,
осуществляемых уч-ся с помощью учителей и преподавателей. У. д. реализуется в
тех учебно-воспитательных учреждениях (школах, институтах, ун-тах), которые
способны давать своим выпускникам достаточно полноценное образование и нацелены
на развитие у них способностей, позволяющих ориентироваться в различных
сферах общественного сознания (до сих пор У. д. слабо представлена во многих
рос. учебно-воспитательных учреждениях).
У. д. имеет след. общую структуру: потребность—задача—мотивы—действия—операции. Потребностью У. д. является стремление
уч-ся к усвоению теоретических знаний из той или иной предметной области
(эти знания отражают закономерности происхождения, становления и развития
предметов соответствующей области; эмпирико-утилитарные знания в отличие от
теоретических фиксируют лишь признаки уже ставших предметов). Специфика учебной задачи состоит в том, что при ее
решении уч-ся овладевают общим способом решения
целого класса однородных частных задач. В мотивах учебных действий
конкретизируется потребность У. д., когда общее стремление учащихся к усвоению
теоретических знаний направлено на овладение вполне определенным общим способом
решения некоторого класса частных задач.
В состав учебных
действий входят: 1) принятие или самостоятельная постановка учебной задачи;
2) преобразование условий учебной задачи с целью обнаружения некоторого общего
отношения изучаемого предмета; 3) моделирование выделенного отношения (см. Моделирование в обучении); 4)
преобразование модели этого отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;
5) построение системы частных задач, решаемых общим способом; 6) контроль за
выполнением предыдущих действий; 7) оценка усвоения общего способа как
результата решения учебной задачи. Учебные
операции, входящие в действия,
соответствуют конкретным условиям решения отдельных учебных задач.
Структура У. д. формируется у детей младшего школьного
возраста (у дошкольников имеются только ее предпосылки, одной из которых
выступает познавательный интерес). В этом возрасте У. д. является главной и
ведущей среди др. видов деятельности (художественной, игровой, спортивной и
др.). Систематическое осуществление младшими школьниками У. д. определяет
возникновение и развитие у них психологических
новообразований данного возраста (субъекта этой деятельности, основ
теоретического мышления, произвольности учебно-познавательных действий).
Первичной формой У.
д. служит ее коллективно-распределенное осуществление всем классом или
отдельными его группами. В процессе интериоризации
формируется индивидуальная У.
д., показателем которой является наличие у ее субъекта умения инициативно и
самостоятельно различать в осваиваемом предмете известное и неизвестное
теоретическое знание, задавать содержательные вопросы сверстникам и учителям,
умения не только постоянно участвовать в дискуссиях, но и быть их инициатором и
организатором.
Психолого-педагогические исследования показывают, что У. д.
в конце существующего в России начального образования (т. е. к 10 г. жизни
ребенка) еще не приобретает подлинно индивидуальной формы. Возникает проблема
его пролонгирования на 1-2 г., с тем чтобы в конце младшего школьного возраста
у ребенка формировалось желание и
умение учиться, т. е. потребность У. д. и возможность ее индивидуального
осуществления.
В последующих возрастах, которым соответствуют определенные
ступени образования (подростковый возраст
— основная школа; ранняя юность — старшие классы школы; юность — высшая
школа), У. д. претерпевает качественные изменения по содержанию теоретических
знаний, усваиваемых уч-ся, по характеру ее осуществления уч-ся, по способам
организации учителями и преподавателями, по роли в становлении психологических
новообразований, присущих каждому возрасту. Так, в подростковом возрасте У. д.
теряет свой ведущий характер, но сохраняет существенное значение в развитии
теоретического мышления учащихся, происходящем в процессе усвоения ими самых
разных учебных предметов гуманитарного, естественного и математического
профиля. Подростки имеют индивидуальную форму У. д. и, выступая как ее
полноценные субъекты, могут при усвоении сложного материала самостоятельно
ставить перед собой учебные задачи, а при осуществлении учебных действий
выполнять разные виды контроля (опережающего, рефлексивного и т. п.), принимая
при этом наряду с учителями определенное участие в организации У. д. своих
сверстников.
В старшем школьном возрасте ведущей вновь становится У. д., но с профессиональным уклоном,
позволяющим старшеклассникам осуществлять профессиональную
ориентацию и намечать свой — жизненный путь. В студенческом возрасте У. д.
приобретает исследовательский характер. Усвоение уже накопленных теоретических
знаний вплетается в процесс их самостоятельного формулирования результатов
индивидуального или коллективного исследования, проектирования и
конструирования, производимых в соответствии с требованиями различных форм
познания, что и приводит студентов к уточнению научных понятий, к совершенствованию
художественных образов, углублению нравственных ценностей и т. п. У. д.
становится основой развития у юношей прогнозирующего и исследовательского
теоретического мышления.
Возможности и уровень теоретического мышления уч-ся —
существенная характеристика их личности, поэтому развитие этого типа мышления в
процессе осуществления У. д. свидетельствует также и о развитии у них важных
личностных качеств. См. Обучение и
развитие, Самообразование, Сознательность учения. (В. В. Давыдов.)