РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ РЕБЕНКА (англ. motor development in children). В отличие от детенышей многих животных, ребенок к моменту рождения не обеспечен готовыми наследственно фиксированными механизмами регуляции движений. Однако еще в период эмбрионального развития мышечная система плода начинает осуществлять адаптивные функции в виде поддержания позы наименьшего объема, экстраполяционной подготовки дыхательных движений, глотания и активизации венозного кровообращения и лимфотока (см. Пренатальное развитие, Новорожденность).
После рождения обнаруживаются след. виды двигательной активности: рудиментарные двигательные рефлексы типа Робинзона, Моро, ползания по Бауэру и др. позно-тонические рефлексы, в частности шейные и лабиринтные, безусловно-рефлекторные двигательные акты в виде пищевого сосательного, защитного мигательного, движения глаз и, наконец, хаотические движения, часто внешне недетерминированные и являющиеся в этом случае проявлением физиологической активности. Указанные виды движений относятся к категории врожденных предпосылок развития в постнатальном онтогенезе координированных двигательных актов. Особое значение имеют хаотические движения, из которых по стохастическому принципу вычленяются повторяющиеся движения. По мере развития органов чувств формируются их корригирующая, а позднее пространственная и временная экстраполяционные функции движений. Основным механизмом указанных процессов является обратная связь (обратная афферентация). К врожденным предпосылкам развития движений относится также способность сохранения и воспроизведения проприорецептивной информации (см. Проприоцепция), проявляющаяся уже с первых дней жизни.
Однако основной предпосылкой развития сложной системы
движения человека является отсутствие готовых, морфологически и функционально
закрепленных механизмов регуляции. Этим обеспечивается исключительно широкая
свобода формирования механизмов координации
движений на основе приспособления к условиям существования; внешняя среда,
воспитательные воздействия взрослых приобретают доминирующее значение. Под
влиянием воспитания и на основе межанализаторных условно-рефлекторных связей,
подражания и ориентировочно-исследовательской
деятельности к
В этот период особое значение приобретает предметно-манипулятивная деятельность ребенка
(см. Ведущая деятельность, Деятельность детская): движения рук приурочиваются к
предметным условиям действия, к орудийным особенностям предмета, к наличным
условиям достижения цели. По мере развития речи, вербализации двигательных
актов в системе орудийных операций постепенно формируется произвольный характер
движений. Вместе с тем совершенствование двигательной координации происходит в
течение многих лет жизни и особенно интенсивно в период до 11-14 лет. Столь
продолжительный период Р. д. р. обусловлен также особенностями морфологического
созревания двигательных структур мозга человека. Хотя уже с первых недель
жизни начинают функционировать все уровни двигательных . мозговых структур,
включая корковый, их рост и развитие далеко не завершены. Так, поле 4 коры головного мозга приобретает
структуру, сходную со структурой взрослого, между 2 и 4 гг., а поле 6 — к