СИНДРОМЫ
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ (англ. neuropsychological syndromes) — закономерные сочетания нарушений высших психических функций, возникающие
в результате локальных поражений головного мозга
(ранений, кровоизлияний, опухолей и т. д.). Изучение С. н. составляет
основную задачу клинической нейропсихологии
и осуществляется с помощью специальных методов, разработанных А.
Р. Лурия (см. Методы Лурия). С. н. возникают при поражении т. н. вторичных и третичных корковых
полей (см. Кора головного мозга). Поражение первичных полей ведет лишь к
элементарным расстройствам сенсорных и двигательных функций. В каждом С. н.
различают первичные нарушения, связанные с непосредственным
поражением данной мозговой структуры, и вторичные
нарушения, возникающие на основе
первичных. Первичные нарушения проявляются в дефектах тех функций, нормальное
протекание которых возможно лишь при сохранности соответствующего звена функциональной системы, связанного с работой пораженного
участка мозга. Так, при поражении височных отделов коры левого полушария
нарушается речевой слух, т. е. звуковой анализ
и синтез речи (первичный дефект),
что, в свою очередь, приводит к нарушению целого комплекса функций: понимания
устной речи, письма, чтения и др. (вторичные нарушения). Комплекс первичных и вторичных нарушений (симптомов) и составляет
С. н.
Различают С. н., связанные с поражением конвекситальных (наружных), медиальных (внутренних) и базальных
(нижних) отделов коры левого и правого полушарий мозга. Преимущественно изучены
С. н. поражения различных отделов конвекситальной коры левого полушария. Особый
тип С. н. составляют синдромы, возникающие при поражении различных подкорковых
структур и при локальных поражениях мозга детей.
I.
Поражение конвекситальных отделов
коры мозга ведет к появлению след. С. н.
Синдромы поражения
вторичных корковых полей затылочных и затылочно-теменных отделов мозга, которые проявляются в виде различных
нарушений зрительного восприятия —
предметного, лицевого, цветового, пространственного и др. (см. Агнозия) — и иногда сочетаются с расстройствами праксиса, вследствие
дефектов пространственных координат двигательного акта (см. Апраксия); при поражении указанных областей коры левого полушария возможны
расстройства восприятия букв, цифр, что ведет к нарушению чтения (см. Алексия).
Синдромы поражения
третичных корковых полей зоны ТРО (т. е. зоны перекрытия temporalis — височной, parietalis — теменной и occipitalis — затылочной коры), проявляющиеся в нарушении
непосредственной ориентировки в пространстве, дефектах пространственной
организации движений, конструктивной апраксии, расстройствах понимания определенных
семантических логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные
или «квазипространственные» отношения (см. Афазия), в нарушении образных наглядных интеллектуальных
операций, счета (см. Акалькулия) и др. В основе всех этих нарушений
лежат дефекты симультанного анализа и синтеза.
Синдромы поражения
вторичных корковых полей височных отделов мозга, при которых первичными дефектами выступают нарушения речевого или
неречевого слуха, а вторичными — расстройства различных речевых процессов,
связанных с речевым слухом (см. Афазия) или с неречевым и музыкальным слухом
(см. Амузия). В основе др. височного синдрома лежит нарушение слухоречевой
памяти, проявляющееся в виде слабости слухоречевых следов и их повышенной
тормозимости, в результате чего возникает акустико-мнестическая афазия.
Синдромы поражения
вторичных корковых полей теменной постцентральной области, которые выражаются в нарушении
кинестезической (проприоцептивной) основы двигательных актов (движений руки,
туловища, речевого аппарата), представляющем собою первичный дефект. Его
следствием являются расстройство координации и управления различными движениями
(см. Апраксия) и афферентно-моторные
нарушения речи (см. Афазия), а также расстройства осязания (см. Астереогноз).
Синдромы поражения
премоторных областей коры больших полушарий, характеризующиеся нарушением сукцессивной организации различных
движений (руки, речевого аппарата и др.). При данных синдромах при сохранности
отдельных двигательных актов и речевых артикуляций
нарушено бывает переключение от одного движения к др., возникают
двигательные или речевые персеверации. Подобные трудности переключения, инертность психических процессов
наблюдаются и в др. случаях.
Синдромы поражения
префронтальных третичных областей коры,
которые выражаются в нарушении программирования различных произвольных форм
психической деятельности и невозможности контроля за их протеканием (см. Расстройства памяти как мнестической деятельности). Нарушения программирования и контроля
проявляются не только в отдельных познавательных процессах или двигательных
актах, но и во всем поведении больного в целом. С. н., возникающие при
поражении симметричных отделов коры левого и правого полушарий, различны, что
обусловлено их функциональной специализацией (см. Латерализация функций,
Межполушарная организация психических процессов).
II.
Поражение медиобазальных отделов
коры мозга приводит к появлению след. синдромов.
Синдромы поражения
медиальных или медиобазальных отделов лобных долей мозга характеризуются
отсутствием первичных нарушений гнозиса, праксиса и речи; центральным симптомом
при данном поражении являются нарушения в системе регуляции процессов
неспецифической активации, что приводит к аспонтанности, акинезии, снижению
уровня бодрствования, нарушениям селективности, избирательности психических
процессов, появлению контаминации, нарушению памяти на семантическом
уровне и т. д. Для данных больных характерны также нарушения в эмоционально-личностной
сфере, проявляющиеся в виде эйфории, эмоциональной неадекватности,
некритичности (чаще — при поражении медиальных или медиобазальных отделов
лобных долей правого полушария).
Синдромы поражения
медиобазальных отделов височных долей мозга, которые характеризуются изменениями аффективных процессов, модально-неспецифическими расстройствами
памяти, нарушениями состояний
бодрствования, сознания (см. Психические
состояния).
Значительно меньше изучены синдромы поражения медиальных
отделов теменных и затылочно-теменных отделов мозга.
III.
Поражение подкорковых структур, расположенных по средней линии,
приводит к возникновению С. н., проявления которых в значительной степени
зависят от уровня поражения этих структур. Данные синдромы характеризуются
расстройствами цикла «сон—бодрствование», изменениями состояния сознания,
модально-неспецифическими нарушениями памяти и внимания.
Значительно меньше изучены синдромы поражения др.
подкорковых структур.
IV.
С. н., возникающие при локальных поражениях мозга у детей (до 12 лет),
существенно отличаются от синдромов поражения соответствующих областей мозга у
взрослых больных: при поражении речевых зон левого полушария отсутствуют (или
выражены иначе) характерные для взрослых больных речевые нарушения, чаще
проявляются пространственные нарушения и т. д. Изучение данных синдромов
составляет основную задачу нового направления в нейропсихологии — нейропсихологии детского возраста. (Е. Д. Хомская.)