СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП (англ. stereotype; от греч. stereos — твердый
+ typos — отпечаток) — устойчивое, категоричное и крайне
упрощенное представление (мнение, суждение) о к.-л. явлении, группе,
исторической личности, распространенное в данной социальной среде (син.
социальный штамп); усваивается индивидом в процессе социализации. В этом
значении термин «стереотип» ввел амер. социолог У. Липпманн (Lippmann) в книге «Общественное мнение»
(1922). Хотя стереотип по определению имеет социальное происхождение и
распространение, атрибут «социальный» позволяет дифференцировать это понятие от
др. значений термина «стереотип» (полиграфический стереотип; стереотипное
поведение инстинктивного или условно-рефлекторного типа, динамический стереотип; ритуал).
Однако термин «С. с.» может пониматься и в более узком смысле: как стереотипное
представление о социальной группе
или общности (и ее членах). В этом смысле различают социальные (напр.,
этнические) автостереотипы (представления о своей группе) и гетеростереотипы
(представления о др. группах). Т. о., С. с. — это штампы сознания,
вырабатываемые социальной средой и приписывающие те или иные дескриптивные,
ценностные и прескриптивные значения социальным группам и их типичным
представителям. С. с. (как правило, гетеростереотип), ассоциированный с
негативным отношением (эмоционально-оценочным компонентом) к той или иной
группе, называется «предубеждением» (см. Предрассудок). Ср. Аттитюд. (Б. М.)