СВОЙСТВА
ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ (англ. properties of individuality) — бесконечная совокупность свойств
отдельного человека. Согласно концепции интегральной индивидуальности В. С. Мерлина (1898-1982), к С. и. относятся
свойства разного уровня (которые традиционно изучаются разными науками):
биохимические, общесоматические (напр., анатомо-морфологические),
нейродинамические (т. н. свойства н. с.);
психодинамические (по Мерлину: они включают свойства темперамента, которые при
этом трактуются как эмоционально-волевые свойства, что не исчерпывает всех
психодинамических свойств), психические свойства личности (в них выражаются содержательные отношения личности);
социально-психологические свойства (напр., социальные роли).
На психологическом уровне исследований С. и. (личности) Л.
С. Выготский, В. С. Мерлин, В. М. Русалов и многие др. проводят различие между
формально-динамическими (формальными качествами, по Выготскому) и
содержательными психическими С. и.: 1-е характеризуют взаимодействия
человека-субъекта со средой и др. людьми с т. зр. их динамической
напряженности, показателями которой (независимо от мотивов, целей, отношений и
т. д.) являются индивидуальный темп (скорость), интенсивность, пластичность,
выносливость и др. характеристики (нередко предполагается, что такие С. и. в
значительной степени генетически обусловлены); как отметил Мерлин, они являются
формальными, потому что не связаны с к.-л. специфическим социально значимым
содержанием ситуации, а динамическими, потому что определяют динамику
(энергичность) психической деятельности; 2-е — это совокупность всех
прижизненно формирующихся в данной социальной среде признаков и свойств
индивидуальной психики, к которым относят конкретные мотивы, цели, отношения (аттитюды), знания и др. особенности психики.
Кроме того, в психологии издавна проводилось разграничение
между функциональными (операциональными, операционно-техническими) и
содержательными свойствами (сторонами) психики. Напр., это различение
представлено в концепции Выготского о системном и смысловом строении сознания.
Т. о., на психологическом уровне исследования индивидуальности (личности)
следует различать, по крайней мере, 3 комплекса С. и.: психодинамические,
функциональные, содержательные. (Б. М.)