ТЕОРИЯ ПРОТОТИПА (англ.
prototype theory) — (в когнитивной психологии) концепция
опознания стимула путем соотнесения
его с хранящимся в памяти прототипом —
абстрактной репрезентацией некоторого набора стимулов (объектов), «воплощающей»
в себе множество форм одного и того же класса (напр., прототипы всех букв «А»,
птиц или человеческих лиц). Главные направления исследований: формирование
прототипов (процессы абстрагирования зрительной информации); категоризация
новых паттернов (отнесение их к сформированному прототипу). Согласно модели центральной тенденции, прототип представляет собой нечто
среднее из всех конкретных экземпляров, или — в математических терминах — точку
в многомерном пространстве, в которой пересекаются средние расстояния от всех
признаков. Согласно модели частоты
признаков, прототип отражает
моду или наиболее часто встречающееся сочетание признаков; это — «лучший
экземпляр» из некоторого набора стимулов. Ср. Теория эталона. (А. И.
Назаров.)