ВНИМАНИЕ (англ. attention) — процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач. Теоретически и операционально В. (настройка) характеризуется уровнем (интенсивностью, концентрацией), объемом (широтой, распределением), селективностью (см. Избирательность восприятия, Эффект Струпа, Селекция информации), скоростью переключения (перемещения), длительностью и устойчивостью.
Для исследования В. разработано большое множество методик:
тахистоскопическая методика для определения объема В. (Д. Кеттел, В.
Вундт); разнообразные варианты
корректурного теста для определения концентрации и устойчивости В. (1-й вариант
предложил в
Наряду с т. н. произвольным вниманием выделяют и его непроизвольную форму — ориентировочную реакцию, возникающую при воздействии неожиданных («новых») раздражителей. С этой рефлекторной реакцией, однако, не следует путать непроизвольные и автоматические процессы настройки, включенные во всякий процесс произвольной деятельности.
В современных экспериментальных исследованиях делаются попытки разделить в процессах В. внутренние (идеальные) компоненты и внешнедвигательные. Напр., установлено, что независимо от движений глаз фокус В. может перемещаться в поле зрения со скоростью 125 угл. град/с.
В. П. Зинченко и Н. Ю. Вергилес (1969) изучали восприятие в условиях стабилизации изображения на сетчатке глаза и пришли к выводу о существовании т. н. «идеального В.» (см. Викарные перцептивные действия). В зарубежной психологии используется термин «аттенциональный рефлекс», или рефлекс Пилтза (Piltz's reflex), для обозначения изменения размера зрачка при обращении В. на объект. Изучение дефектов В. у пациентов с рассеченными (разъединенными) полушариями мозга предполагает, что мозолистое тело — важная часть системы, ответственной за В., и что левое полушарие связано с селективным В., а правое — с поддержанием общего уровня настороженности (подробнее о нейрофизиологии В. см. Внимания физиологические механизмы).
В последние десятилетия когнитивная психология интенсивно разрабатывала и проверяла разнообразные объяснительные модели В. (см. Модель аттенюатора, Модель с фильтрацией), которые в своем развитии все дальше уходят от грубых механистических аналогий и неуклонно приближаются к пониманию огромной роли В. в сложных формах внутренней деятельности, о чем писал еще Гегель: «Без В. для духа ничего нет... В. образует поэтому начало образования». См. Внимания объем, Инертность, Тахистоскоп. (Б. М.)