УШИНСКИЙ КОНСТАНТИН
ДМИТРИЕВИЧ (1824-1870/71) — известный рос. педагог, по признанию многих —
основоположник научной педагогики в России. Сторонник демократизации школьного
обучения и развития женского образования. Особое внимание У. привлекали
вопросы, смежные для педагогической и общественной мысли, и в первую очередь —
цели обучения, которые он понимал не только как приобретение запаса знаний, но
и как развитие умственных способностей ученика, а также развитие в нем желания
и способности к дальнейшему самостоятельному их приобретению. Главные задачи
школы У. видел в том, чтобы давать представление о многообразии
действительности и обучать методам ее познания.
Круг научных интересов У. в современной терминологии
обнимает теоретические и практические проблемы педагогики, общей,
педагогической и практической психологии. Свойственные У. «антропологизм» и «психологизм» проявлялся в понимании
содержания школьного образования, проблем организации обучения, построения
учебных планов и программ, требований к учебным книгам и т. д. Залог решения
всех этих и многих других проблем У. видел в опоре на психологический закон
развития души человеческой. В трудах У. развиваются общие дидактические
принципы и конкретные методы обучения, причем в большей степени его интересовал
начальный этап обучения; он даже разработал звуковой метод одновременного
обучения чтению и письму. Многие идеи У. превратились в «азы» педагогической
науки и воспринимаются в настоящее время как нечто само собой разумеющееся
(напр., значение изучения естественных наук для развития наблюдательности,
логичности и критичности мышления), что отнюдь не умаляет их ценности, др. же и
по сей день остаются недопонятыми (напр., роль обучения родному языку и, в
частности, изучения грамматики, которая способствует развитию не только
сознания, но и самосознания и, т. о. «очеловечивает» человека).
Основными трудами У. — составленные 2 книги для первоначального
классного чтения — «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864), выдержавшие
уже к 1901 г. более 100 изданий каждая, а также фундаментальный труд «Человек
как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии» (1868-69). (И. А.
Мещерякова.)