РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ (англ.
memory development) — происходит в связи с общим развитием
ребенка. Уже на 1-м мес жизни обнаруживаются условные рефлексы, в
которых закрепляются еще в нерасчлененном виде элементарные чувственные
впечатления, движения, эмоциональные состояния. К концу 1-го
полугодия появляется узнавание, а затем и воспроизведение образов отсутствующих предметов. По мере того как
ребенок овладевает навыками ходьбы и
речи, память начинает быстро
развиваться в результате расширения его контакта с вещами и речевого общения со взрослыми. В процессе
обогащения чувственного опыта, его обобщения и закрепления в речи память детей
становится все более устойчивой и прочной. Если у годовалого ребенка
впечатления сохраняются 1-2 нед, то к концу 3-го г. жизни они могут сохраняться
до 12 мес. Переход от младенческой к взрослой памяти осуществляется в
результате как биологического развития (структуры мозга, участвующие в
консолидации следов, напр. гиппокамп, созревают через 1-
К числу изменений памяти с возрастом относится, прежде всего, увеличение скорости заучивания и рост объема памяти. Но наиболее существенные перемены по мере развития ребенка происходят в качественных особенностях его памяти. Одна из таких характерных перемен — переход от непроизвольной памяти, типичной для раннего возраста (до 4-5 лет), ко все более выраженному произвольному запоминанию и припоминанию. Существенным для характеристики памяти в детском возрасте является развитие ее осмысленности. Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста в процессе запоминания опираются не на абстрактно-логические отношения между понятиями, служащие существенной опорой запоминания у взрослых, а на наглядно воспринимаемые связи явлений и предметов. Дальнейшее Р. п. происходит в процессе обучения и воспитания детей в школе, где они овладевают рациональными способами произвольного запоминания. При этом непроизвольная память, включаясь непосредственно в сам процесс усвоения знаний, не только успешно функционирует в условиях оптимальной организации учебного материала, но и готовит почву для продуктивной работы произвольной памяти. (Т. П. Зинченко.)