САМОСОЗНАНИЕ
(англ. self-consciousness) — осознание человеком себя как индивидуальности. Сознание человека м. б. направлено либо
на внешний мир, окружающий человека (внешняя направленность), либо на самого
субъекта (это и есть С.) — тело, поведение, потребности, чувства, характер, в т. ч. само сознание (интроспекция, рефлексия). См. также Интенция.
С С. иногда смешивают формы непосредственного самоотражения
в виде самоощущений и самочувствия, которые, конечно, важны и необходимы
для функционирования и возникновения С., но не достаточны. А. Н. Леонтьев указывал на необходимость различать 1) знание о себе
(познание себя) и 2) осознание себя. В общем случае первое не может называться
С., т. к. «знания, представления о себе накапливаются уже в раннем детстве; в
несознаваемых чувственных формах они, по-видимому, существуют и у животных»
(Леонтьев). Чувственные формы и источники знания м. б. разными: ощущение, восприятие, эмоция, память, воображение, наглядно-действенное
мышление. К осознанию ведет представление (выражение) знания в
знаково-опосредствованной и социально-нормированной форме. Первоначально
процесс осознания целиком включен в совокупную и совместную деятельности, в
рамках которых с целью общения индивидуальный
опыт (восприятия, мышления, эмоционального переживания и т. п.) выражается в значениях, благодаря чему субъект и может осознать его. Т. о., в строгом и
узком смысле С. — это один из уровней (процессов и результатов) познания
человеком самого себя как индивидуальности, в т. ч. своего положения в мире и
своих отношений к разнообразным явлениям и объектам.
Не следует также отождествлять С. и Я-концепцию. С. частично
включает содержание «Я-концепции», которая в этом случае выступает как более
или менее устойчивая (стабильная) часть С., но только в той степени, в какой
Я-концепция потенциально осознается. Это разграничение имеет, прежде всего,
чисто теоретический смысл, т. к. используемые методы выявления Я-концепции в
большинстве своем как раз и ограничиваются самосознаваемой ее частью. Поэтому
практически все, что известно о развитии и функциях Я-концепции, в т. ч. о
развитии и функциях самооценки, допустимо, без опасений ошибиться,
переносить и на С. Однако С. включает не только стабильное знание, но, кроме
этого, процесс и результат непрерывного (перцептивного и умственного)
мониторинга состояний и деятельности субъекта.
Ряд авторов в С. выделяет 3 компонента: самопознание,
самооценку, саморегуляцию. В этом случае не проводится различие между разными
уровнями самопознания (см. выше т. зр. Леонтьева), а также самооценки и
саморегуляции. В частности, использование термина «саморегуляция» (в контексте
С.) ведет к понятийной путанице, т. к. традиционно саморегуляцией называют
процессы, происходящие независимо от сознания и воли человека: напр.,
саморегуляция осуществляется в гомеостатической системе регуляции внутренней
среды организма. В то же время несомненно, что С. составляет необходимое
условие и управляющий компонент любой сознательной
деятельности человека.
Еще И. Кант обозначил фундаментальную связь
понятий личности и С.: «То обстоятельство, что человек может обладать
представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми др. существами,
живущими на земле. Благодаря этому он личность...» На эту же связь косвенно
указывает и тот факт, что в некоторых контекстах вполне допустима синонимия
терминов «С.» и «личность». Близко подходит к такому представлению и почти
общепринятое понимание генезиса С. у ребенка; операциональным признаком С.
традиционно считается употребление личного местоимения «я» (и др. рефлексивных
слов). Но это только начальная точка. Очевидно, С. и содержательно, и
операционально проходит большой путь развития. Согласно Л. С. Выготскому, развитие С.
включает примерно те же стадии, что и развитие высших психических функций (как в онтогенетическом, так и
историческом аспектах); к нему применяется та же логика: сначала др. люди
познают и осознают свойства и состояния данного субъекта; ориентировка на
внутренние свойства и состояния ребенка включается взрослыми в содержание
совокупной и совместной деятельности; затем субъект в ответ на внешние вызовы
пытается выразить себя на том языке, на котором с ним общаются; по мере
усвоения знаковых средств самовыражения он становится способным обратить
усвоенные средства самовыражения на себя и для себя; т. о., прежде чем С.
становится индивидуальным фактом, оно уже существует как факт для других; в
свою очередь, диалогическая природа С. сохраняется и в его индивидуальной
форме.
Кроме того, в работах Выготского намечена многоэтапная
траектория содержательного развития С. и связанного с ним самоовладения: от
(возможности) осознания воспринимаемых физических качеств, движений и
предметных действий до (возможности) осознания процессов мышления, эмоционально-мотивационных
процессов, личностных качеств. Очевидно, однако, что развитие С. не завершается
даже с появлением в школьном возрасте рефлексии. Этот процесс вообще не имеет конца:
потому что развитие С. происходит вместе с непрекращающимся развитием его объекта
и субъекта (личности), а также потому, что полное сознание и самосознание
равносильно божественному всезнанию. См. также Зеркальное Я. (Б. М.)