УМЕНИЕ (англ. ability, skill) —
промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на к.-л. правиле (знании) и соответствующим правильному использованию этого знания в
процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка. У. обычно соотносят с тем уровнем, который на начальном этапе
выражается в форме усвоенного знания (правила, теоремы, определения и т. п.),
которое понято уч-ся и м. б. произвольно воспроизведено. В последующем процессе
практического использования этого знания оно приобретает некоторые
операциональные характеристики, выступая в форме правильно выполняемого действия, регулируемого этим правилом. В случае к.-л. возникающих трудностей
уч-ся обращается к правилу с целью контроля за выполняемым действием или при
проверке допущенной ошибки. На этапе У. усвоенный способ действия регулируется
знанием. По мере последующей тренировки, включающей решение задач в новых
условиях, достигается преобразование У. в навык, при этом происходит изменение
регуляционной ориентировочной основы действия, а само действие выполняется
правильно без непосредственного соотнесения с правилом (знанием). Процесс его
выполнения протекает в форме автоматизированного (неосознаваемого) психического
регулирования, а обращение к знанию происходит только в случаях затруднений.
Типы действий, основанные на использовании различных видов знаний и включенные
в те или иные виды деятельности (чтение, письмо, счет и т. п.), обладают
специфическими особенностями как в процессе перехода от знания к У., так и от
У. к навыку. Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность становления У.:
понимание учеником обобщенного правила и обратная связь в процессе решения
новых задач. См. также Умственные действия.