СТРАТЕГИЯ ИЗУЧЕНИЯ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (англ. research designs in development psychology) — общий
принципиальный путь организации исследования. Различаются след. основные
стратегии.
Трансверсальная
стратегия, или стратегия поперечных срезов (см. Срезов стратегия), при которой изменения в какой-либо стороне психического развития
изучаются на выборках, различающихся только по параметру хронологического возраста. На основе статистической обработки материалов определяются
изменения, произошедшие в развитии за промежутки времени, которыми отличаются выборки.
Эта стратегия была впервые обоснована А. Гезеллом, который считал, что в связи
с постепенным замедлением темпа развития промежутки между выборками должны
постепенно увеличиваться (в ранних возрастах эти промежутки должны равняться 1
нед, затем 1 мес или нескольким месяцам и, наконец, 1 г. или даже нескольким
годам). При этой стратегии применяются различные методические приемы: наблюдение, эксперименты, тесты. Ее недостатком является невозможность
проникнуть в закономерности динамики и переходов от одного уровня развития к
др., более высокому.
Лонгитюдинальная
стратегия, или стратегия продольного
изучения (см. Лонгитюдинальное
исследование), при которой на
протяжении более или менее продолжительного времени, иногда на протяжении
нескольких лет и более, изучается одна и та же группа детей путем проведения
срезов уровня развития через определенные промежутки времени. Преимущество
такой стратегии заключается в возможности выявлять индивидуальные варианты
развития. Иногда эта стратегия принимает форму длительных систематических
наблюдений за ходом развития одних и тех же детей.
В отечественной психологии разработана новая стратегия,
направленная на более глубокое исследование закономерностей психического
развития — экспериментально-генетический
метод. См. Детская психология.