психодиагностика

Категория: Разделы психологии

Психодиагностика — отрасль психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности

Становление и структура психодиагностики

Психодиагностика складывалась в конце XIX — начале XX столетий. В. Вундт, хотя и считал, что высшие психические функции, составляющие сущность исследования личности, не подлежат экспериментальному изучению, в лабораторных условиях впервые экспериментально исследовал восприятие, память, внимание, скорость реагирования и т. п. Основателем психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии) принято считать В. Штерна, который еще в 1900 г. призывал психологов заниматься не только исследованием общих психических закономерностей, но также и индивидуальностью [Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике, отв. ред. С. Б. Крымский. — 2 -е изд. — СПб.: Издательство «Питер», 1999; Гульдан В. В., Словарь-справочник по психологической диагностике (рецензия на книгу), Вопросы психологии, 1990, № 6. — с. 157—158.]. Собственно понятие «психодиагностика» появилось в публикации Г. Роршаха в 1921 г., «Психодиагностика: диагностический тест, основанный на восприятии» [Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы = Die differentielle Psychologie in ihren methodischen Grundlagen / [Послесл. А. В. Брушлинского и др.]; РАН, Ин-т психологии. — М.: Наука, 1998.], где был описан знаменитый тест «пятна Роршаха».

В XX веке психодиагностика и ее приложения интенсивно разрабатывались, и в настоящее время образуют разветвлённую структуру методов и методик. Средства современной психодиагностики разделяются на две группы: строго формализированные методики, и методики малоформализованные [Титкова Л. С., Психодиагностика: Учебное пособие. — Издательство Дальневосточного университета, Владивосток, 2002.].

К строго формализованным методикам относятся тесты, опросники, методики проективной техники и психофизиологические методики. Для строго формализованных методик характерны детальная регламентация, стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов), объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.), надежность и валидность. Многие строго формализованные методики доведены до уровня компьютерной реализации [Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика. — СПб: «Братство», 1994. — 364 с.].

Малоформализованные методики — это наблюдения, беседы и интервью, анализ продуктов деятельности. Они дают ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации и формализации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и требуют большого профессионального мастерства и опыта психодиагноста.

Малоформализованные и строго формализованные диагностические методики дополняют друг друга и должны использоваться в комплексе. Развитие новых интеллектуальных методов анализа данных постепенно расширяет область применения компьютеров в психодиагностике [Вассерман Л. И., Дюк В. А., Иовлев Б. В., Червинская К. Р. Психологическая диагностика и новые информационные технологии. — СПб: «СЛП», 1997. — 203 с. ]. Новые технологии позволяют использовать имитацию психологической интуиции компьютерными системами [Доррер М. Имитация психологической интуиции с помощью искусственных нейронных сетей (по материалам диссертации: Доррер М. Г., Психологическая интуиция искусственных нейронных сетей, Диссертация,… 1998.)].

Накопленный опыт применения психодиагностики суммирован в многочисленных учебных пособиях, энциклопедических собраниях методик и тестов и в справочной литературе.