СОН (англ. sleep) — одно из функциональных состояний человека. Можно выделить фазы быстрого и
медленного С., которые четко различаются картинами электрической активности
мозга. Во время медленного С. наблюдается исчезновение альфа-ритма, появление
дельта-волн и кратковременных «сонных
веретен». Дельта-волны — это
высокоамплитудные и медленные колебания, они присущи наиболее глубоким стадиям
С. По данным Я. Освальда, на стадии дельта-С. происходят восстановительные
(анаболические) обменные процессы в различных тканях организма. На стадии
быстрого С. в ЭЭГ появляются быстрые низкоамплитудные ритмы, неотличимые от
ритмов активного бодрствования (см. Электроэнцефалография).
Различно и психическое значение этих стадий. Медленные фазы
С. сопровождаются отсутствием сновидений. На стадии медленного С. происходит
определенное упорядочивание поступившей за период бодрствования информации, ее
реорганизация в зависимости от степени значимости. На стадии быстрого С.,
напротив, спящий видит сновидения. Психическое значение стадии быстрого С.
связывают с реакцией человека на стрессовую ситуацию. Высказывается гипотеза,
согласно которой во время быстрого С. и сновидений осуществляется поисковая
активность, способствующая компенсации состояния отказа в предшествующем С.
бодрствовании и направленная на восстановление готовности к поисковой
активности в последующем бодрствовании. Согласно И. М. Сеченову, сновидения
имеют рефлекторную природу; он также называл сновидения небывалой комбинацией
былых впечатлений.
К психологическим теориям сновидений следует отнести подход З.
Фрейда, который считал, что
сновидение есть осуществленное желание, его образы не являются бессмысленными и
хаотичными, их психологическая функция заключается в репрезентации субъекту
скрытых смыслов его бессознательного, но смысл сновидения м. б. понят только
при символическом анализе сновидений, техника которого идентична обычной
технике психоанализа. Работа С. противоположна работе
анализа. Переработка информации в сновидении сводится к 3 основным процессам:
1) сгущение (концентрация) образов вплоть до их контаминации (наложения друг на друга); 2) смещение (замещение),
когда некий скрытый элемент проявляется в виде отдаленной ассоциации, намека;
поэтому то, что находится на периферии реально значимого переживания, в
сновидении м. б. кульминацией, центром (механизм смещения можно также наблюдать
в психогенезе остроумия); 3) символизация — процесс превращения мысли в
зрительные образы, это мышление зрительными образами. Фрейд составил список
типических символов сновидений — т. н. «сонник Фрейда». Главный смысл
сновидения, определяющий и его психологическую функцию, — освобождение от
психологических конфликтов бодрствования. Проблему символизации сновидений
изучал также соратник Фрейда Отто Ранк, который посвятил данной теме работу
«Сновидение и миф». Но наиболее подробно связь символики сновидений и
кросс-культурных символов, проявляющихся в религии, мифах и др., была
исследована К. Юнгом.
Юнг считал, что символы продуцируются человеком спонтанно и
бессознательно. Сновидения интимно связаны с бессознательным, но они не только
символическое проявление личного бессознательного пациента, содержащего комплексы, они также — отражение коллективного бессознательного, которое,
действуя через сновидения, использует архетипические, надличностные,
надкультурные символы. При интерпретации сновидений Юнг сосредоточивал все
внимание на содержании самого С., а не пытался уйти от сновидения по цепи
свободных ассоциаций.
Природу сновидений анализировал также П. Флоренский в сочинении
«Иконостас», где он обращает внимание на тот факт, что в некоторых сновидениях
время течет как бы в обратном направлении. То, что для бодрствующего духа было
началом, отправной точкой, в сновидении становится финалом, конечной целью, к
которой движется сновидение. Время сновидения течет ускоренно и в обратном
направлении. Сновидение подчинено конечной цели. (И. М. Романенко.)