СПОСОБНОСТИ
(англ. abilities, aptitudes, capabilities) —
индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от др.,
определяющие успешность выполнения деятельности
или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту
обучения новым способам и приемам деятельности (Б. М. Теплов). С. можно
определить и как свойства психологических функциональных систем, реализующих
отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и
проявляющиеся в успешности и своеобразии усвоения и реализации той ли иной
деятельности. (В. Д. Шадриков.)
Теплов разделял С. и задатки
С. — врожденные, физиологические
особенности человека, которые служат основой развития С. Однако данные
современных психогенетических исследований свидетельствуют о том, что С.,
измеряемые тестами, имеют больший коэффициент наследственной детерминации, чем
их предполагаемые психофизиологические задатки — свойства н. с.
Существует 2 варианта классификации С.: 1) по видам
психических функциональных систем (сенсомоторные,
перцептивные, аттенционные, мнемические, имажитивные, мыслительные,
коммуникативные); 2) по основным видам деятельности (математические,
музыкальные, научные, литературные, художественные). Кроме того, различают
общие и специальные С. Общие С. характеризуются, во-первых, тем, что они в
случае нормального развития имеются у большинства людей данной возрастной
категории; во-вторых, тем, что они «задействованы» в широком спектре
деятельностей. К ним относятся общий интеллект, креативность (общая способность к
творчеству) и, реже, обучаемость. Специальные С. не являются широко
распространенными, их формирование требует специального обучения и нередко
особого дарования (см. Тесты способностей, Тесты специальных способностей).
Основные концепции С. непосредственно связаны с методами их
диагностики. Факторно-аналитические концепции общих С. базируются на
статистической обработке результатов массового тестирования уч-ся и
представителей различных профессий. На сегодняшний день в подавляющем
большинстве эмпирических исследований выявляются общие С., от уровня развития которых
зависит успешность выполнения широкого спектра деятельности. Получила
популярность теория интеллектуального порога (Перкинс, Термен), в соответствии
с которой для успешного овладения каждой деятельностью необходим определенный
уровень интеллекта; дальнейший успех в работе обусловливается не интеллектом, а
др. индивидуально-психологическими особенностями.
Результаты психогенетических исследований свидетельствуют о
высоком уровне наследуемости общего
интеллекта и некоторых специальных С. (в частности, математических). Между тем
креативность, вероятно, в большей мере зависит от влияния социальной
микросреды. Существуют теории, опирающиеся на средовой подход к развитию С.
(теория «интеллектуального климата» семьи О. Зайонца). Высокий уровень развития
общих или специальных С. характеризуется как общая или специальная одаренность
(см. Одаренность общая).
Лонгитюдные исследования (Калифорнийский лонгитюд и др.)
показали, что на основе ранней диагностики общих умственных С. м. б. дан
вероятностный прогноз успешности социальной и профессиональной карьеры
личности. В современной психологии С. можно выделить след. предметные области:
1) психогенетика С., 2) психофизиология С., 3) общая психология С., 4) дифференциальная психология С. и психодиагностика С., 5) С. и деятельность, развитие С., 6) социальная психология С., 7) «обыденная
психология» С. («имплицитные теории», фолк-психология). Исследование С. и разработка методик их
диагностики и развития имеют важнейшее значение для индивидуализации обучения и
воспитания детей, профессиональной
ориентации и профессионального отбора, прогнозирования и психологической
поддержки развития личности. (В. Н. Дружинин.)