САМООЦЕНКА (англ.
self-esteem) — ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и
отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. С. выступает
как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания, и как
процесс самооценивания. Основу С. составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей.
Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального
компонента Я-концепции.
С. выполняет регуляторную
и защитную функции, влияя на
поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с др. людьми.
Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень
самоуважения, С. создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха,
постановки целей определенного уровня, т. е. уровня притязаний личности. Защитная
функция С., обеспечивая относительную стабильность и автономность
(независимость) личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым
оказывать отрицат. влияние на развитие.
С. развитого индивида образуют сложную систему, определяющую
характер самоотношения индивида и включающую общую С., которая отражает уровень самоуважения, целостное принятие
или непринятие себя, и парциальные, частные
С., характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности,
поступкам, успешности отдельных видов деятельности. С. м. б. разного уровня
осознанности и обобщенности.
С. характеризуется по след. параметрам: 1) уровню (величине)
— высокая, средняя и низкая С.; 2) реалистичности — адекватная и неадекватная
(завышенная и заниженная) С.; 3) особенностям строения — конфликтная и
бесконфликтная С.; 4) временной
отнесенности — прогностическая, актуальная, ретроспективная С.; 5) устойчивости
и др.
Для развития личности эффективным является такой характер
самоотношения, когда достаточно высокая
общая С. сочетается с адекватными, дифференцированными парциальными С. разного уровня. Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая С. (которая при
необходимости может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта,
оценок окружающих, смены критериев и т. п.) является оптимальной как для
развития, так и для продуктивности деятельности. Отрицат. влияние оказывает
чрезмерно устойчивая, ригидная С., а также и сильно колеблющаяся, неустойчивая.
Конфликтность С. может иметь как продуктивный, так и дезорганизующий характер.
Неустойчивость и конфликтность С. возрастает в критические периоды развития, в
частности, в подростковом возрасте.
С. формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов
собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального
представлений о себе. Сохранение сформировавшейся, привычной С. становится для
человека потребностью, с чем связан ряд важных самооценочных
феноменов, таких как аффект
неадекватности, дискомфорт успеха
и др. См. также Зеркальное Я. (А. М. Прихожан.)
Добавление ред.: Рос.
психологи нередко называют С. любое суждение человека о себе: возрасте,
способностях, характере, здоровье, планах, переживаниях и т. д. Напр., в сб. с
амбициозным названием «Лучшие психологические тесты для профотбора и
профориентации» предлагается «тест» под названием «Шкала самооценки» (Ч. Д.
Спилбергера, Ю. Л. Ханина), который считается методом С. уровня тревожности (как
состояния и свойства личности). «С.» здесь противопоставляется, напр.,
экспертной оценке.