ФРАНЦУЗСКАЯ
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА (англ. French sociological school) — социологическая концепция, а также
разработанный на ее основе общественно-исторический подход к психике человека.
Выдвинута Э. Дюркгеймом (1858-1917) и Л. Леви-Брюлем, развита М. Гальбваксом, Ш. Блонделем. По Дюркгейму, человек —
биосоциальное существо, в котором сосуществуют 2 начала: индивидуальное, его
основой является организм, и социальное, которое формируется обществом.
Общество — это независимая от индивидов вне- и надындивидуальная реальность.
Оно доминирует над ними и служит источником всех высших ценностей. Общество —
это совокупность коллективных
представлений — общих идей, религии, правил морали, интеллектуальных
операций, социальных норм и обычаев. Процесс «внедрения» коллективных
представлений в индивидуальное сознание толкуется как чисто духовный речевой
процесс взаимодействия сознаний.
Леви-Брюль, опираясь на идею Дюркгейма о социальной
обусловленности сознания, выдвинул учение о 2 типах мышления человека: логическом и пралогическом. Оба типа сосуществуют на всех ступенях развития общества, но у
людей первобытного общества пралогическое мышление преобладает. Эти типы
различаются как по содержанию (которым м. б. реальная объективная
действительность или магическое, сверхъестественное), так и по своей логике
(мышление, подчиняющееся причинно-следственным отношениям, или мышление,
нечувствительное к противоречиям, подчиняющееся закону партиципации — сопричастности). В настоящее время фр.
антрополог К. Леви-Стросс (р. 1908), работая в русле Ф. с. ш., доказывает
несостоятельность попыток противопоставить первобытное мышление современному и
обосновывает положение о том, что в мышлении людей на всех этапах развития
общества существует инвариантный слой — бинарные
оппозиции (черное—белое, доброе—злое и т. п.), над которым надстраиваются
исторически изменчивые уровни мышления.
Положение об обусловленности психики индивида общественным
сознанием Гальбвакс применил к анализу явлений памяти, а Блондель — аффективно-волевой
сфере человека. Под влиянием идей Блонделя и Леви-Брюля Ж. Пиаже в своих ранних
работах развернул концепцию развития мышления ребенка. (А. Н. Ждан.)