СЕНСОМОТОРНЫЙ
ИНТЕЛЛЕКТ (англ. sensorimotor intelligence) — согласно
взглядам Ж. Пиаже, 1-й уровень
развития человеческого интеллекта, формирующийся в период до интенсивного
овладения речью (0-2 г.) на основе координации
восприятия и движения; этот период
часто называют «стадией С. и.».
Пиаже наметил 6 стадий (подстадий) развития С. и.,
позволяющие проследить момент возникновения интеллектуального поведения: 1)
упражнение рефлексов (0-1 мес); 2) первые навыки
и первичные циркулярные (круговые)
реакции (с 1 до 4-6 мес); 3)
координация зрения и хватания, вторичные круговые реакции; впервые намечается
дифференцировка цели (изменение во внешнем окружении) и средств для ее
достижения (собственное действие): это нач. возникновения собственно интеллекта
(от 4-6 до 8-9 мес); 4) стадия «практического» интеллекта — цель заранее
указана ребенку, а средства, выступающие в качестве орудия для ее достижения,
заимствуются из прошлого опыта (так, ребенок может взять руку взрослого и
двигать ее в направлении интересующего предмета или, схватив палку, достать ею
отдаленную игрушку) (8-11 мес); 5) третичные круговые реакции и поиск новых
средств для достижения цели, которые ребенок находит посредством внешних
материальных проб. Ребенка не удовлетворяет простое воспроизведение движений,
которые привели к интересному результату; поэтому он их намеренно изменяет,
чтобы изучить результаты этих изменений; так открываются новые средства для
достижения цели (с 11-12 до 18 мес); 6) новые средства решения задачи ребенок
может найти путем интериоризированных комбинаций схем действия, которые ведут к
внезапному озарению, или инсайту (18-24
мес).
Т. о., один из критериев интеллекта, согласно Пиаже, —
дифференцировка ребенком цели и средств для ее достижения. Пиаже считает
поэтому, что инсайт как существенный признак интеллекта (В. Кёлер, К.
Бюлер) очень узок, а признак проб
и выдвигаемых ребенком гипотез в отношении новых условий действия (Э. Клапаред)
— слишком широк.
По своей структуре С. и. представляет собой систему
последовательно связанных схем действия субъекта, которая приводит к
определенной логике действия. Благодаря С. и. у ребенка возникает представление о постоянном (стабильном,
устойчивом) существовании объекта (object permanence), а также первичные представления об
объективном пространстве, времени, причинности; ребенок начинает рассматривать
себя в качестве объекта среди др. в мире, который существует объективно.
Для перехода от С. и. к мышлению в собственном смысле слова
необходима интериоризация схем
действия в подвижные, обратимые умственные действия (группировка операций) и межиндивидуальная координация этих
операций, обеспечивающая реципрокность точек зрения и соответствие между
элементами операции и их результатом
(см. Операции интеллектуальные).
В основе С. и. лежит стремление ребенка к достижению
практически преследуемой цели, а не к постижению и обоснованию истины. Ребенок
преимущественно имеет дело с объектами, их перцептивными указателями и
моторными сигналами, а не со знаками, символами и схемами, относящимися к
объектам. Этот интеллект, как полагает Пиаже, — явление индивидуальное; здесь
не происходит социализации интеллекта, предполагающей использование знаков.
Критический анализ концепции Пиаже, проведенный Л.
С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным, Д. Б. Элькониным и др., показывает
несостоятельность подхода к детской психике, рассматривающего развитие согласно
схеме взаимодействия «ребенок—предмет». Теория Пиаже не учитывает того факта,
что ребенок с самых первых дней своей жизни — социальное существо; поэтому
развитие его интеллекта происходит по схеме «ребенок—взрослый—предмет» и зависит от общения и совместной деятельности с окружающими людьми; организация
самой предметной деятельности ребенка направляется взрослым. (Л. Ф. Обухова.)