РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ (англ. development of perception). В течение жизни человека восприятие проходит сложный путь развития. Особенно интенсивно Р. в. происходит в первые годы жизни ребенка. При этом в онтогенезе человеческого восприятия решающую роль играют не столько созревание и приспособление врожденных анатомо-физиологических механизмов, сколько усвоение выработанных обществом сенсорных эталонов и приемов обследования раздражителей. Возникновение более высоких уровней детского восприятия связано с изменениями в характере детской деятельности (см. Деятельность детская), предъявляющей к восприятию все более высокие требования (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).
Ребенок рождается с относительно высокоразвитой
анализаторной системой, с рядом безусловных ориентировочных
реакций, которые заключаются в
установке рецепторных аппаратов, обеспечивающей оптимальное восприятие
раздражителей. Уже на протяжении 1-го полугодия жизни ребенка (1-6 мес.) в
условиях правильно поставленного взаимодействия со взрослыми, которое вызывает
и организует у ребенка ориентировку на внешние воздействия, в восприятии
происходят значительные изменения. Возникают активные поисковые действия:
ребенок смотрит, чтобы видеть, схватывает и ощупывает предметы рукой (3-5 мес).
На этой основе возникают интерсенсорные связи между ориентировочными реакциями
в различных рецепторных системах (зрительной, слуховой, осязательной). Ведущее
место в этих связях принадлежит оральному
обследованию объектов, контролирующему их зрительное восприятие. Ребенок
начинает воспринимать сложные комплексные раздражители, узнавать и
дифференцировать их. В 5 мес ребенок узнает мать. Восприятие становится
предметным. Возраст 6-12 мес характеризуется быстрым развитием двигательной
системы (локомоций и манипулирования). У детей появляется первая форма ведущей деятельности — предметно-манипулятивная. Эта деятельность
требует константности восприятия, которая постепенно и складывается.
Основным видом восприятия становятся воспроизводящие движения Органов,
моделирующие особенности воспринимаемых объектов. Изменение восприятия у детей
преддошкольного (1-