САМОВОСПИТАНИЕ (англ.
self-development) — формирование человеком своей личности
в соответствии с поставленными целями. С. как специальная деятельность чаще всего возникает в подростковом возрасте. Однако предпосылки С. можно видеть в
поведении детей более раннего возраста. Так, в акте принятия намерения, наблюдающемся уже в дошкольном детстве, выражаются сознательность
и целенаправленность поведения ребенка. Если в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок
ориентируется преимущественно на оценки взрослых, то при переходе к
подростковому возрасту усиливается влияние коллектива сверстников на его
личностное развитие. Наиболее благоприятной для С. можно считать такую
организацию коллектива, при которой каждый ребенок может найти свое место в
общей деятельности сообразно своим индивидуальным особенностям и склонностям.
В подростковом возрасте решающую роль в С. начинает играть самооценка. Важным мотивом С.
становится недовольство собой в результате осознания своих недостатков,
несоответствия своим идеалам (см. Комплекс
неполноценности). В юношеском
возрасте С. приобретает более зрелый и целенаправленный характер благодаря
возникшему осознанию своего места в мире, стремлению служить высоким
общественным идеалам. С. невозможно без адекватного анализа своих
индивидуальных особенностей, способностей и возможностей. Эффективности С.
способствует реалистическая самооценка, соответствующая реальным способностям и
возможностям человека. Поскольку развитие личности — процесс непрерывный, не
имеющий предела, С. — дело всей жизни человека. См. Развитие психики.