специальная психология (коррекционная психология)
Категория: Разделы психологии
Специальная психология (Коррекционная психология) — отрасль психологии, изучающая особые состояния, возникающие преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы), проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.
Специальная психология изучает различные варианты патологии психического развития, проблемы аномального развития психики. Отдельное внимание уделяет изучению особенностей умственно отсталых детей, имеющих поражения коры головного мозга, и детей с нарушением деятельности анализаторов, недоразвитием речи при сохранном слухе.
Выявлено, что первичный дефект (например, глухота) вызывает многочисленные вторичные изменения — изменения психического развития (вторичный дефект), перестройку жизненной позиции, системы взаимоотношений с окружающими, мышления, восприятия и пр. (третичные отклонения).
На базе данных специальной психологии строится система обучения и воспитания людей с аномалиями психического развития, профессиональная консультация и профессиональный отбор.
Основной задачей специальной психологии является формирование адекватной личности в условиях применения специальных методов и приемов воспитания и обучения, за счет которых происходит замещение и перестройка нарушенных функций.
Объект специальной психологии как науки — это человек с нарушениями в развитии, то есть существующий в депривации (недостаточности).
Предмет специальной психологии — различные формы и стороны развития психики в неблагоприятных условиях.
Задачи специальной психологии
- Изучение закономерностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в разных условиях, и прежде всего в условиях коррекционного обучения
- Создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития
- Разработка средств психологической коррекции недостатков развития
- Психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания в системе специальных образовательных учреждений
- Психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения детей с недостатками развития в разных условиях
- Психологическое изучение социальной адаптации лиц с недостатками
- Психологическая коррекция дезадаптации
- В настоящее время наиболее актуальной задачей является разработка диагностических методик.
Разделы социальной психологии:
- тифлопсихология — психология слепых;
- сурдопсихология — психология глухих;
- олигофренопсихология — психология умственно отсталых;
- логопсихология — психология лиц с речевыми расстройствами.
Специальная психология, как и специальная педагогика, входит в состав дефектологии — комплексной научной дисциплины, изучающей особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и закономерности их воспитания и обучения.
Методы специальной психологии
В специальной психологии отсутствуют какие-либо особые, специальные методы исследования. В ней, как и в общей, детской и педагогической психологии, применяются:
- Индивидуальный и групповой лабораторный психологический эксперимент — это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, которые выявляют какой-либо психологический факт.
- Наблюдение — целенаправленное восприятие объекта изучения, заключающийся в фиксации проявления поведения и получения суждений о субъективных психических явлениях.
- Изучение продуктов деятельности (например, анализ письменных работ детей, изучение их рисунков, предметов, производимых ими в процессе трудового обучения и др.)
- Анкетирование — группа психодиагностических методик, где задания представлены в виде вопросов или утверждений и предназначены для получения данных со слов обследуемого.
- Проективные методики (предназначены для диагностики личности):
- Методики структурирования — формирование стимулов, предание им некоторого смысла.
- Методики конструирования — создание из деталей осмысленного целого.
- Методики интерпретации — это истолковывание каких-либо событий, ситуаций.
- Методики дополнения — например: незаконченное предложение.
- Методики экспрессии — рисование.
- Методики катирсиса — игровая деятельность в особо организованных условиях.
- Методики импрессии — предпочтение одних стимулов другим.
- Обучающий эксперимент — форма естественного эксперимента, который характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов происходит при их целенаправленном формировании. При этом с помощью данного метода выявляется не столько наличное состояние знаний, умений, навыков, сколько особенности их становления.
- Условно-рефлекторные методики
Каждая из методик применяется в определённых целях и с учётом индивидуальных особенностей объекта изучения.