ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ
ВОСПРИЯТИЯ ПУТЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ — разработана А. В. Запорожцем и его сотрудниками (Л. А.
Венгером, В. П. Зинченко, А. Г. Рузской и др.). Рассматривает развитие восприятия как овладение все
более сложными видами перцептивных
действий, состоящих в
сопоставлении свойств воспринимаемых
объектов с усвоенными ребенком системами сенсорных
эталонов. Овладение перцептивными
действиями осуществляется путем усвоения внешнедвигательных
форм обследования свойств объектов с применением материальных эталонов и
последующей их интериоризацией, в процессе которой реальные манипуляции
с объектами замещаются все более свернутыми движениями рецепторных органов
анализаторов, а материальные эталоны уступают место эталонным представлениям. Формирование перцептивных действий происходит в контексте
развивающейся деятельности ребенка, выдвигающей перед восприятием новые задачи
и создающей условия для усвоения исходных внешнедвигательных форм обследования
свойств объектов. Наиболее существенное значение для их формирования имеют на
1-м г. жизни хватание и локомоция, на 2-3-м г. жизни — предметная
деятельность, в дошкольном возрасте —
продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование, лепка и др.).
Проведение с детьми раннего и дошкольного возраста целенаправленного сенсорного
воспитания, обеспечивающего оптимальные условия формирования перцептивных
действий, приводит к существенным сдвигам в точности, полноте и расчлененности
восприятия ребенка.