ФОРМИРОВАНИЕ
СПОСОБНОСТЕЙ (англ. ability formation). Способности
— психические свойства, являющиеся условиями успешного овладения и успешного
выполнения одного или нескольких видов деятельности. Общепринято в отечественной психологии
считать способности прижизненно складывающимися психическими свойствами
индивида. Ф. с. происходит на основе врожденных задатков способностей. Однако
вопрос о природе задатков и их роли в Ф. с. является дискуссионным. По мнению
одних авторов (Б. Г. Ананьев, Б.
М. Теплов и др.), задатки
специфичны по отношению к способностям, хотя и многозначны (т. е. одни и те же
способности могут формироваться на основе разного сочетания задатков). По
мнению др. (А. Н. Леонтьев), задатки вообще не специфичны по
отношению к собственно человеческим способностям и последние целиком
формируются в процессе усвоения (присвоения)
социального опыта. Ф. с. происходит в процессе усвоения тех видов деятельности,
для осуществления которых эти способности необходимы. Но если приобретение
знаний, умений и навыков — это прямой результат обучения деятельности, то Ф. с. при
существующих формах обучения выступают его косвенным, побочным результатом.
Леонтьевым была поставлена задача перехода к прямому Ф. с., созданию «педагогики способностей». Трудность ее
решения состоит в отсутствии четких знаний о психологической природе
способностей и закономерностей их формирования. В ряде исследований развития
способностей у детей (В. И. Киреенко, Н. С. Лейтес, В. А. Крутецкий и др.)
дается описание психических свойств, выступающих в качестве способностей к
определенным видам деятельности, и вскрываются условия, способствующие их
совершенствованию. Ведутся интенсивные исследования умственных способностей
ребенка: разрабатываются методы их диагностики и изучаются возможности их
целенаправленного формирования в дошкольном и школьном возрасте. См. также Психогенетика, Психодиагностика, Теория
развития восприятия путем формирования перцептивных действий, Тесты способностей.