СИНКРЕТИЗМ (от
греч. syn — с, вместе + лат. cresco — расту, увеличиваюсь) —
особенность мышления и восприятия ребенка раннего и дошкольного
возраста. Проявляется в тенденции
связывать между собой разнородные явления без достаточного внутреннего
основания. Э. Клапаред назвал синкретическим
детское восприятие из-за схематичности и слитности его структуры:
выделяются лишь общие контуры воспринимаемого объекта без анализа его частей и свойств. П. П.
Блонский определял С. как «бессвязную связность детского мышления». Ж.
Пиаже считал С. основной характеристикой детского мышления, объясняющей
неспособность ребенка к логическому рассуждению из-за тенденции заменять синтез соположением.
Л. С.
Выготский определял С. как склонность ребенка замещать недостаток
объективных связей переизбытком субъективных связей и принимать связь
впечатлений за связь вещей. По Выготскому, синкретические обобщения — 1-я стадия в развитии значения слова, которая характеризуется диффузным, ненаправленным
переносом значения слова на ряд внешне связанных, но внутренне не объединенных
между собой объектов. С т. зр. Выготского, С. имеет огромное значение как
фактор дальнейшего развития детского мышления, т. к. синкретические связи —
основа для дальнейшего отбора проверяемых практикой и соответствующих
действительности связей (см. Мышление
комплексное).