СОЦИАЛИЗАЦИЯ (англ.
socialization; от
лат. socialis — общественный) — процесс усвоения индивидом социального опыта,
системы социальных связей и отношений. В процессе С. человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в
обществе. Под С. следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта
общественной жизни и общественных отношений.
С. относится к тем процессам, посредством которых люди
научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом. С.
предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных
социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для
их успешной реализации. С. включает познание человеком социальной
действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой
работы. Понятие С. касается качеств, которые индивид приобретает в процессе С.,
и психологических механизмов (с этим трудно согласиться. — Прим. ред.), посредством
которых достигаются желаемые изменения. Определяющее значение для процессов С.
имеет общественное воспитание.
В психологии процессы С. изучаются г. о. детской и
социальной психологией. В качестве источников С. индивида выступают: а)
передача культуры через семейный и др. социальные институты (прежде всего,
через систему образования, обучения и воспитания); б) взаимное влияние людей в
процессе общения и совместной
деятельности; в) первичный опыт, связанный с периодом раннего детства, с
формированием основных психических функций и элементарных форм общественного
поведения; г) процессы саморегуляции, соотносимые с постепенной заменой
внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль. На
данном этапе С. индивид активно усваивает социальные нормы. Система
саморегуляции формируется и развивается и процессе интериоризации социальных установок и ценностей.
Процесс С. можно охарактеризовать как постепенное расширение
по мере приобретения индивидом социального опыта сферы его общения и деятельности,
как процесс развития саморегуляции и становления самосознания и активной жизненной позиции. В качестве институтов С.
рассматриваются семья, дошкольные учреждения, школа, трудовые и др. коллективы.
Особая роль в С. индивида отводится развитию и умножению его контактов с др.
людьми и в условиях общественно значимой совместной деятельности. Посредством
этих контактов индивид начинает правильно воспринимать и оценивать себя и
других. В процессе С. человек обогащается общественным опытом и индивидуализируется,
становится личностью, приобретает возможность и способность
быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий, в деятельности
осуществляя значимые преобразования мотивационной сферы др. людей. (Е. З.
Басина.)
Добавление ред.: В
отечественной психологии критиковался взгляд на С., согласно которому ребенок
рассматривается как изначально асоциальное существо, а сущность С.
представляется в изживании и преодолении инстинктивной детерминации поведения,
первичного стремления жить в соответствии с «принципом удовольствия» (З.
Фрейд). Под влиянием психоанализа этот взгляд получил широкое
распространение в зарубежной детской психологии в 1920-30-е гг.; это влияние
отчетливо просматривается, напр., в ранних работах Ж. Пиаже, в его концепции детского эгоцентризма.
Четкое несогласие с идеей изначальной асоциальности ребенка заявил Л. С. Выготский, который в противовес выдвинул идею изначальной социальности
младенца. Поясняя и развивая ее, Д. Б.
Эльконин подчеркивал, что ребенок на всем протяжении своего развития —
существо социальное, т. е. член общества и связан с обществом самыми тесными
узами. Вне этих связей он существовать не может. Изменяется лишь место ребенка
в системе общественных отношений, характер связи с обществом.