ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ (англ. functional psychology) — направление
в психологии США конца XIX
— нач. XX в.,
объявившее предметом психологического исследования функции психических
процессов, сознания в поведении, в приспособлении (адаптации) к среде, к практическим ситуациям. Син.
функционализм (в психологии). Корни Ф. п. уходят в эволюционное учение Г.
Спенсера и Ч. Дарвина. На формирование Ф. п. оказали влияние идеи У.
Джемса о биологической полезности психики, о сознании как психической функции,
имеющей жизненную ценность. Начало Ф. п. положила статья Д. Дьюи «Понятие
рефлекторной дуги в психологии» (1896), в которой подчеркивалось органичное
единство сенсорных, центральных и моторных звеньев рефлекторного акта,
осуществляющего приспособление индивида к среде (см. Инструментализм). Наиболее
последовательное выражение Ф. п. получила в работах психологов Чикагской (Г.
Лэдд, Д. Энджелл, Г. Карр, Дж. Г. Мид) и Колумбийской (Р. Вудвортс) школ.
В противоположность структурной
психологии (В. Вундт, Э. Титченер), задачей которой было изучение структуры
и элементов сознания, Ф. п. требует рассмотрения сознания со стороны его
функции в поведении как инструмента, с помощью которого организм
приспосабливается к окружению (см. Инструментализм). Психические функции рассматриваются в
связи с организмом и его потребностями, с одной стороны, и со средой, на
которую направлено поведение — с др. Ф. п. подчеркивает необходимость
рассматривать целостный организм в единстве разума и тела, физиологического и
психического, однако не преодолевает интроспективного понимания сознания.
Практическая направленность Ф. способствовала развитию прикладных областей
психологии — педагогической, мед., инженерной. Оказавшись не способной вскрыть
детерминацию самой психики и выработать новые способы изучения сознания, Ф. п.
к нач. 1920-х гг. распалась. В Европе близкими к Ф. п. были Э. Клапаред
(Швейцария) и Н. Н. Ланге (Россия). (А. Н. Ждан.)