психология народов (этническая психология, этнопсихология)

Категория: Разделы психологии

Психология народов (этническая психология, этнопсихология) — одна из ветвей психологии, считающая своим предметом особенности психического склада различных рас и народов; самый крупный раздел т. н. социальной психологии. Термин «Э. п.» (Vo"lkerpsychologie) был предложен во 2-й половине XIX в. немецкими философами и лингвистами Г. Штейнталем и М. Лацарусом, пытавшимися обосновать понятие Э. п. и сформулировать её задачи. Опираясь на психологию И. Гербарта и трактуя с гербартианских позиций концепцию «народного духа» (по аналогии с индивидуальным сознанием), они пытались доказать на страницах основанного ими в 1859г. журнала "Психология народов и языкознание" («Zeitschrift fur Vo"lkerpsychologie und Sprachwissenschaft»), что язык, религия, право, искусство, наука, быт, нравы и т. п. получают конечное объяснение в психологии народа как носителя коллективного разума, воли, чувств, характера, темперамента и т. п. Согласно такому пониманию, все явления социальной жизни представляют собой своеобразную форму «эманации народного духа». В. Вундт подверг критике интеллектуализм воззрений Г. Штейнталя и М. Лацаруса и выдвинул столь же идеалистическое волюнтаристское понимание сущности и задач Э. п. В изучении проблем Э. п., наряду с психологами, приняли участие лингвисты, историки, археологи, социологи, этнологи, антропологи и др. Был собран огромный фактический материал по психологии различных племён и народов. Особенно много внимания уделялось исследованиям психологии примитивных народов (французский учёный Л. Леви-Брюль, английский учёный Дж. Фрейзер, немецкий учёный Р. Турнвальд и др.). В России вопросы Э. п. разрабатывал Г. Шпет, выступивший в 20 гг. XX в. с резкой критикой В. Вундта и генетического подхода (Штейнталь, Лацарус и др.) к Э. п. и пытавшийся обосновать своё понимание Э. п. с позиций крайне реакционного, идеалистического направления современной буржуазной философии феноменализма Э. Гуссерля.

Школа Психологии Народов - одно из первых социально-психологических направлений, сложившееся в Германии в середине XIX в. Создатели - философ М. Лацарус (1824-1903), языковед X. Штейнталь (1823-1899). Основная идея: главная сила истории - народ, или "дух целого", выражающий себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и т. д. Индивидуальное сознание - продукт этого целого, звено в некоей социально-психологической связи. Задача психологии народов как отдельной науки - познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народов. Эти идеи были развиты и систематизированы В. Вундтом (1832-1920). В раннем варианте эта школа отстаивала субстанциальное существование "надиндивидуальной души", подчиненной "надиндивидуальной целостности", каковой является народ (нация). Теоретические источники таких взглядов - философское учение Гегеля о "народном духе" и психология И. Ф. Гербарта. Вундт отказался от неопределенного понятия "дух целого" и придал психологии народов более реалистичный вид, предложив программу эмпирического исследований языка, мифов и обычаев - своего рода социологию обыденного сознания. В его варианте психология народов - описательная наука, не претендующая на открытие и создание законов, но фиксирующая особенности "глубинных слоев" духовной жизни людей. В России идеи этой школы развивались в учении лингвиста А. А. Потебни (1835-1891). Она послужила отправной точкой для развития понимающей психологии В. Дильтея и Э. Шпрангера, а также французской социологической школы (см. Школа социологическая дюркгеймовская). Задавшись вопросом о природе социальности психология народов решала вопрос о соотношении индивидуального и социального сознаний в пользу последнего. Согласно Штейнталю, все индивиды одного народа несут отпечаток особой природы данного народа как на своем теле, так и на своей душе. Воздействия "телесных влияний" на душу вызывают появление общих социально-психологических качеств у разных представителей одного народа, вследствие чего все они обладают одним и тем же "народным духом". Это психологич. сходство индивидов проявляется в их самосознании. Природа его метафизична, и понимание ее затруднительно, возможно лишь описание его проявлений. Для Вундта народное сознание представляло собой "творческий синтез" индивидуальных сознаний, порождавший качественно новую реальность, обнаруживаемую в продуктах надиндивидуальной деятельности. Постановка социологич. проблем и попытка их комплексного решения с привлечением психологии, этнографии, лингвистики и филологии относятся к заслугам этой школы.

Лит.:

Вундт В. Введение в психологию. М., 1912;

Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. М., 1974.