УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ
(англ. mental retardation) — стойкое,
необратимое нарушение психического развития, в первую очередь
интеллектуального, обусловленного недостаточностью ц. н. с. У. о. имеет разную
этиологию (причины).
Наиболее распространенная форма У. о. — олигофрения (от греч. oligos —
немногий + phren — ум). Выделяются 2 основные
группы: а) олигофрения, обусловленная генетическими
нарушениями (роль которых в возникновении У. о. все больше возрастает по
мере совершенствования методов диагностики); б) олигофрения, обусловленная внешними факторами: инфекциями,
травмами, алкогольной интоксикацией матери, радиоактивным и рентгеновским
облучением половых клеток родителей и плода. Имеют также значение заболевания
эндокринной и сердечно-сосудистой системы во время беременности,
несовместимость крови матери и плода.
Для клинико-психологической структуры олигофрении характерны
2 основных признака: тотальность и иерархичность. Тотальность проявляется в недоразвитии всех нервно-психических
процессов и в определенной мере даже соматических функций, начиная от
врожденной несформированности внутренних органов (пороков сердца, др. систем),
недоразвития костной и мышечной ткани, сенсорики, моторики, эмоций и кончая высшими психическими функциями, такими как речь и мышление, несформированностью личности в целом.
Иерархичность нарушений
выражается в том, что недостаточность гнозиса, праксиса, памяти, эмоций, как правило, проявляется в меньшей
степени, чем недоразвитие мышления. Эта же закономерность распространяется и на
нейродинамические процессы, явления нарушения подвижности (инертность), характерные
для олигофрении, в большей степени наблюдаются в интеллектуально-речевой сфере
и меньше — в сенсомоторной. Недоразвитие высших форм познавательной
деятельности вторично задерживает
развитие др. психических функций. Поэтому степень их недоразвития большей
частью соответствует тяжести интеллектуального дефекта. Большая сохранность одних психических функций по сравнению с др.
создает условия для адресных форм психолого-педагогической коррекции. Так, при
первично низком уровне развития моторных навыков обучение позволяет достичь
значительного прогресса даже у детей с выраженной формой олигофрении. В
эмоциональной сфере при недоразвитии высших форм остаются относительно
сохранными «симпатические» эмоции: сочувствия, переживания, стыда, обиды и т.
д. Этот момент имеет большое значение в воспитании умственно отсталых детей.
По степени выраженности интеллектуального дефекта
олигофрения делится на 3 группы: идиотия, имбецильность и дебильность.
Идиотия (от греч.
idioteia — невежество) — наиболее тяжелая форма У. о. (IQ ≤ 20). Активная речь сводится к воспроизведению
отдельных, часто искаженных слов, ее понимание грубо нарушено. Недоразвитие
моторики проявляется в замедленности движений, нарушении их координации, в
локомоторной сфере наблюдается расстройство навыков
стояния и ходьбы. Эмоции крайне примитивны, состояние удовольствия и
неудовольствия зависит от степени удовлетворения витальных (инстинктивных) потребностей. Больные беспомощны, нуждаются в надзоре и уходе. Встречаются и
более легкие случаи. Однако поскольку темп психического развития чрезвычайно
замедлен, возможности больных крайне ограниченны.
Имбецильность (от
лат. imbecillus — слабый телом, вялый) —
выраженное психическое недоразвитие (IQ = 20-50). Речь больных детей более развита, чем при идиотии
(см. Эхолалия). Словарный запас достигает 200-300 слов. Развитие моторики
задержано, но больные способны к обучению элементарным операциям. Хорошая
механическая память является определенной опорой при обучении элементам чтения,
счета, письма. При низком развитии интеллекта
элементарные эмоциональные реакции относительно развиты. Не обладая
инициативой, больные легко теряются в незнакомой обстановке и нуждаются в
постоянной опеке и надзоре.
Дебильность (от
лат. debilis — увечный, слабый) — легкое
психическое недоразвитие (IQ
= 50-70). Наиболее распространенная форма У. о. При дебильности больные
способны к обучению по специальной программе элементарным навыкам чтения,
письма, счета, однако в процессе обучения обнаруживается явная недостаточность
абстрактного мышления, преобладание конкретных ассоциаций. При
дебильности более выражены характерологические особенности больных, отмечается
довольно развитое личностное самосознание
и эмоциональное отношение к окружающему. Возможны социальная адаптация,
профессиональное обучение. В то же время необходимо учитывать их повышенную внушаемость, подражательность, что в ряде случаев способствует асоциальному
поведению.
Явления У. о. наблюдаются не только при олигофрении, но и
при др. нарушениях ц. н. с.; при этом клинико-психологическая картина будет
иной. Так, при органических поражениях ц. н. с., возникших у детей старшего
возраста (после 3 лет), уже не типичны основные признаки олигофренического
слабоумия: тотальность и иерархичность. В условиях определенной
сформированности мозговых структур патогенный фактор не только задерживает их
развитие, но и повреждает уже сформированные. Поэтому более характерна мозаичность интеллектуального дефекта:
одни психические функции задерживаются в развитии, др. — повреждаются, третьи
остаются относительно сохранными. Так, при травме головного мозга наиболее
характерным является нарушение памяти и внимания при большей сохранности др.
психических процессов (см. Черепно-мозговая
травма). У. о. может наблюдаться
и при хронических психических заболеваниях. Напр., при возникновении
шизофренического процесса у детей до 3 лет нередко падает психическая
активность, появляются признаки интеллектуальной недостаточности
(«олигофренический плюс»). См. также Генетика
поведения, Дауна болезнь, Дети с отклонениями в психическом развитии, Психический дизонтогенез, Психология специальная, Фенилкетонурия, Шизофрения. (В. В.
Лебединский.)