ЗИНЧЕНКО ПЕТР
ИВАНОВИЧ (1903-1969) — сов. психолог, представитель Харьковской школы, с
середины 1930-х гг. разрабатывал теоретически и экспериментально деятельностный подход в психологии памяти;
в 1960 г.
основал и возглавлял до своей кончины кафедру психологии в Харьковском ун-те.
Наиболее крупные достижения З. связаны с изучением возрастного развития
непроизвольной и произвольной памяти. Первые экспериментальные работы З.
(1939) концептуально основывались на теории деятельности и предшествовали
первым публикациям А. Н.
Леонтьева (1941, 1944 и др.), в которых излагались основные понятия и
положения психологического анализа деятельности. На основе теории деятельности
З. открыл и тщательно исследовал целый ряд мнемических эффектов: эффект интерференции мнемической и
«познавательной» задач; структурно-деятельностный
эффект (материал, составляющий цель действия, запоминается более
эффективно, чем аналогичный материал, относящийся к условиям достижения цели); негативный эффект возраста (превосходство
первоклассников над более старшими возрастными группами в непроизвольном
запоминании чисел при решении арифметических задач); а также эффект, который
открыли амер. когнитивные психологи Н. Сламека и П. Граф (1978), давшие ему
название «эффект генерации» (лучше
запоминается материал, который испытуемые сами придумывают, по сравнению с
аналогичным материалом, который им предъявляется). Последний можно
рассматривать как вариант структурно-деятельностного эффекта и, по
справедливости, должен называться «эффектом
Зинченко». Исследования З. имели тесную связь с педагогической практикой.
(Б. М.)