ХАРЬКОВСКАЯ ШКОЛА (англ.
Khar'kov school) — группа
психологов, работавших примерно с 1931 г. в ряде научных учреждений Харькова и
развивавших идеи Л. С.
Выготского в «деятельностном ключе» (А. Н.
Леонтьев, А. В. Запорожец, П.
Я. Гальперин, П. И. Зинченко, В. И. Аснин, Г. Д. Луков, О. М. Концевая, К. Е. Хоменко и др.).
Особенно большой разработке подверглась в Х. ш. проблема «практическая
деятельность и сознание». В теоретических, экспериментальных и практически
ориентированных работах Х. ш. развивались идеи о сознании как особой деятельности, включенной в практическую деятельность
и «обслуживающей» ее; об идеальном отображении предмета деятельности в
сознании, которое происходит поэтапно: сначала человек (ребенок) «действует
понятийно» и лишь впоследствии начинает мыслить в понятиях, причем слово (речь)
играет роль необходимого условия этого процесса; о психологическом различии
между средством деятельности у животных и орудием деятельности у человека; о
макроструктуре человеческой деятельности и соотносимой с ней структуре
сознания; об особенностях различных психических процессов в зависимости от
разного включения их в структуру деятельности; о возникновении психического
отражения в ходе эволюции; об этапах развития
психики и сознания и др. Работы Х. ш. внесли значительный вклад в
становление деятельностного подхода в
психологии и в разработку теории деятельности Леонтьева.
Вместе с тем история Х. ш. и отношение ее исследований к
идеям Выготского представляет собой в известной степени «белое пятно» в
историографии психологии. По известным историческим причинам многие работы Х.
ш. либо публиковались в малодоступных и малотиражных сборниках тех лет (г. о.
на украинском языке), либо остались неопубликованными. В настоящее время в
связи с возросшим интересом в мировой психологии к теории деятельности
Леонтьева представляется необходимым реконструировать этот этап развития
отечественной психологической науки во всей его полноте и целостности. (Е. Е.
Соколова.)
Добавление: К
нач. 1930-х гг. идеологическая атмосфера в М. начала сгущаться. Относительно
безопасней было на периферии. Это стало главным мотивом отъезда (бегства)
ученых из М. Первым приютом в Харькове для Лурия, Леонтьева, Запорожца
оказалась Всеукраинская психоневрологическая академия (Харьков в те годы был
столицей Украины). Леонтьев, по его словам, отошел от Выготского и претендовал
на новое направление в психологии, получившее впоследствии наименование
деятельностный подход или психологическая теория деятельности. Нач. этому было
положено в замечательных исследованиях разнообразных психических действий, а не с теории, не со структуры деятельности, артикулированных
значительно позже. Изучению подвергались: простейшие орудийные действия ребенка
(Гальперин); сенсорные действия, в т. ч. цветочувствительность кожи ладони
(Аснин, Запорожец, Леонтьев); двигательные навыки, в т. ч. формируемые
неосознанно (Аснин); умственные действия, формируемые в контексте
наглядно-действенного и логического мышления (Аснин, Запорожец, Хоменко);
формирование образа в условиях активного и пассивного осязания (Т. О.
Гиневская, Л. И. Котлярова); мнемические действия при произвольном и
непроизвольном запоминании (Зинченко); генезис эстетического восприятия у детей
(Д. М. Ареновская, Запорожец, Хоменко); осознание речи в процессах игры у
дошкольников (Луков); формирование понятийного мышления у детей (Концевая).
Лурия продолжал исследования аффективной сферы и в 1937 г.
защитил в Харькове докторскую диссертацию. Разумеется, на методах и результатах
исследований продолжало сказываться влияние Выготского, труды которого к
середине 1930-х гг. были запрещены. После перерыва, вызванного войной
(1941-1945) многие исследования продолжились в М. и Харькове. (В. П. Зинченко.)