ФРЕЙД ЗИГМУНД (Freud, 1856-1939) —
австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа. Первые
работы Ф. были исследованиями по анатомии и физиологии н. с. С 1880-х гг. Ф.
занимается практической медициной и в соавторстве с доктором И. Брейером
публикует в 1890-х гг. ряд работ о психогенном происхождении истерии и ее лечении с помощью гипноза. Симптомы истерии объясняются в этих работах как проявления скрытых
от сознания больных (вытесненных в бессознательное) аффективных следов травматических событий их жизни (см. Аффекты). Впоследствии Ф. отказывается от гипноза и разрабатывает собственно
психоаналитический способ лечения больных. Он заключается в анализе по
определенным правилам спонтанно возникающих у больного ассоциаций по поводу
к.-л. элемента его душевной жизни (метод
свободных ассоциаций), толковании сновидений, а также различных ошибочных
действий (оговорок, описок, забывания и т. п.) с целью вычленения с помощью
психоанализа истинных (бессознательных) причин этих явлений и доведения этих
причин до сознания больного. Результатом обобщения психоаналитических
исследований Ф. этого периода явились опубликованные в нач. XX в. классические работы «Толкование
сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Остроумие и его
отношение к бессознательному» (1905) и др., в которых Ф. дает первую схему
строения психической жизни человека: сознание, предсознательное и
бессознательное.
Причинами многих неврозов
у пациентов Ф. в то время были различные сексуальные проблемы, поэтому Ф.
обращается к исследованиям сексуальности и ее развития в детстве. С тех пор
развитие сексуальности человека Ф. ставит в центр всего психического развития
человека («Три очерка по теории сексуальности», 1905) и пытается объяснить им
такие явления человеческой культуры, как искусство («Леонардо да Винчи», 1913),
особенности психологии первобытных народов («Тотем и табу», 1913) и др.
Однозначный пансексуализм Ф.
отталкивает от него ряд его ближайших учеников (А. Адлер, К.
Г. Юнг и др.), которые создают
свои собственные психоаналитические концепции. После 1920-х гг. Ф.
разрабатывает новые проблемы психоанализа: он пересматривает учение о влечениях («По ту сторону принципа
удовольствия», 1920), выделяя «влечения к жизни» и «влечения к смерти»,
предлагает новую модель строения личности (Я, Оно и Сверх-Я), распространяет
идеи психоанализа на понимание практически всех сторон общественной жизни.
Психоанализ Ф. оказал существенное влияние на развитие
психологической науки и психотерапии, а также на философию, литературу,
искусство XX в. См.
также Комплекс Эдипа, Неофрейдизм, Фрейдизм, Цензура. (Е. Е. Соколова.)