виртуальная психология

Категория: Разделы психологии

Виртуальная психология – новое направление в психологии, изучающее взаимосвязи психологических феноменов и область деятельности, в которой взаимодействие объектов опосредованно электронными носителями информации. Виртуальная психология опирается на общепсихологические методологические принципы, использует общепсихологическую методологию и теорию. Она строится на вполне определенном философском базисе (виртуальная философия), имеет специфические теоретические модели (идеальные объекты), адекватную типу теоретических моделей схему эксперимента и собственную сферу практики (аретея). Базовой философской идеей является идея полионтичности, что предполагает рассмотрение психики как совокупности онтологически разнородных, не сводимых друг к другу, реальностей. Виртуальная психология опирается на виртуальное состояние человека в период эмоционального подъема - на пике вдохновения, творческого подъема. Предметом виртуальной психологии является система "человек-виртуальная реальность" (СЧВР).

История

Это научное направление возникло в восьмидесятые годы ХХ столетия. Родоначальником виртуальной психологии считают Н. А. Носова(1952-2002). В Институте Гуманитарного Образования (ИГИМО) находится Центр виртуалистики, имелся также Центр Виртуалистики Института Человека РАН (1991-2004). Исследовательская группа «Виртуалистика» Института философии РАН с 2005 года продолжает дело Центра виртуалистики Института человека РАН. В 2000 г. прошла первая научная конференция по виртуальной психологии в России.

Объект виртуальной психологии

Множество людей (отдельные личности, социальные группы), выступающие как объекты и субъекты виртуальных миров и кибернетического пространства.

Предмет виртуальной психологии

В системе "человек-виртуальная реальность" виртуальная психология занимается такими вопросами:

  • Психологические характеристики человека в различных виртуальных мирах и кибернетических пространствах.
  • Стереотипы и установки людей относительно деятельности, в которой взаимодействие объектов опосредованно электронными носителями информации.
  • Психологическая сущность этой области деятельности.
  • Образование и воспитание, опосредованное электронными носителями информации.
  • Поведение человека и общества на стыке психологии, философии, истории, социологии, кибернетики и этологии.

Цель виртуальной психологии - повысить средствами психологии эффективность системы "человек-виртуальная реальность".

Виртуальная команда

В мире все больше рабочих задач выполняются виртуальными командами. Это группа таких сотрудников, которые работают через Интернет. Они редко встречаются лично или вообще не знают друг друга в лицо. Как показала практика (по материалам исследования 55 виртуальных команд из 15 европейских и американских транснациональных компаний), при формировании виртуальных команд нужно соблюдать определенные правила, чтобы обеспечить эффективность их работы:

1. Необходимо помогать членам команды ближе знакомиться друг с другом через социальные сети;

2. Виртуальные команды будут более производительны, если несколько участников знакомы между собой;

3. Не менее 15% команды должны состоять из «коммуникаторов». «Коммуникаторы» - люди, которые имеют много связей с полезными людьми вне команды. Однако слишком большое количество коммуникаторов может нанести вред команде.

4. Необходимо постоянно следить за наличием коммуникаторов в команде и способствовать расширению личных связей членов команды вне ее.

5. Работу над проектом необходимо разбить на ряд этапов, чтобы завершение одного из них чрезмерно не зависело от степени выполнения другого;

6. Нужно создать веб-сайт, где участники команды смогут обмениваться идеями и вдохновлять друг друга;

7. Полезно поощрять общение членов команды, но не принуждать к обязательным сборам;

8. Задачи команды должны быть интересными и стимулирующими;

9. Работа должна быть значащей как для команды, так и компании в целом;

10. В команде должно быть как можно больше добровольцев.

В полном объеме специфика работы виртуальных команд изложена в книге Лей Томпсона "Создание команды" издательства "Вершина" (2006 г.).

Психологические аспекты деятельности виртуальных команд составляют предмет психологии виртуального труда.

Структура виртуальной психологии

Блок технически опосредуемый

Блок рефлексии

Блок виртуальной эргономики

Литература

Носов Н. Виртуальная психология. – М.,:«Аграф», 2000.

Носов Н. Психологические виртуальные реальности.– М.:, Ин-т человека РАН, 1994.

Носов Н.А. Виртуальная реальность // Вопросы философии, 1999, N 10.

Носов Н.А. Виртуальная цивилизация // Виртуальные реальности в психологии и психопрактике. Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 1: - М., 1995.

Носов Н.А. Виртуальный конфликт: виртуальная социология медицины// Труды Центра виртуалистики. Вып. 18 – М., 2002.

Носов Н.А. Манифест виртуалистики. - М.: Путь, 2001.

Носов Н.А. Психологические виртуальные реальности: - М., 1994.

Носов Н.А. Словарь виртуальных терминов // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 7, Труды центра профориентации. - М,: "Путь", 2000.

Носов Н.А., Генисаретский О. И. Виртуальные состояния в деятельности человека-оператора // Труды ГосНИИ-ГА. Авиационная эргономика и подготовка летного состава. Вып.253. - М. 1986.

Хоружий С. "Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности" в книге Хоружий С. О старом и новом -СПб.: Алетейя, 2000

Форман Н., Вильсон П. Использование виртуальной реальности в психологических исследованиях // Психологический журнал, 1996. №2.– С. 64-79.

Гейтс Билл. Дорога в будущее.- М.: Изд. отд. «Рус. ред.» ТОО «Channel Trading Ltd.», 1996.

Гейтс Билл. Бизнес со скоростью мысли. Изд. 2-е, исправленное - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

Ломов Б.Ф. Человек и техника (очерки инженерной психологии): - М., «Советское Радио», 1977.

Томпсон, Лей. Создание команды. -М: Вершина, 2006. ISBN 5-9626-0108-4

The Oxford Handbook of Internet Psychology. Oxford University Press.

Fraser J.T. Of Time, Passion, and Knoledge.-New York: Braziller, 1975.