Первые научные представления о психике возникли в
древнем мире (Индия, Китай, Египет, Вавилон, Греция, Грузия) в недрах
философии в противовес религиозному догмату о душе как особой сущности,
внешним и случайным образом связанной с телом. Развитие этих
представлений стимулировали запросы общественной практики, лечения и
воспитания. Древние врачи установили, что органом психики является
мозг, и выработали учение о темпераментах . Это естественнонаучное
направление было тесно связано с воззрением на душу человека как
вещественную (огненную, воздушную и т. п.) частицу космоса, движущегося
по собственным вечным и неотвратимым законам. В идеалистических
концепциях душа противопоставлялась телу и признавалась бессмертной.
Вершиной психологии в период античности явилось учение Аристотеля
(трактаты «О душе», «О возникновении животных» и др.), в котором душа
трактуется как форма организации способного к жизни материального тела
(а не как вещество или бесплотная сущность). Он изложил первую систему
психологических понятий , выработанных на основе объективного и
генетического методов. В эллинистический период из принципа жизни в
целом душа становится принципом только определенных ее проявлений:
психическое отделяется от общебиологического. В феодальную эпоху
развитие положительных знаний о психике резко замедлилось, но не
прекратилось.
Прогрессивные врачи и мыслители арабоязычного мира (Ибн Сина
, Ибн аль-Хайсам, Ибн Рошд и др.) подготовили своими идеями последующий
расцвет естественнонаучной психологии в Западной Европе, где с
зарождением капитализма укрепляется стремление исследовать человека
опытным путем как природное существо, поведение которого подчиняется
естественным законам (Леонардо да Винчи, Х. Л. Вивес, Х. Уарте и др.).
В эпоху буржуазных революций и торжества нового материалистического
мировоззрения складывается принципиально новый подход к психической
деятельности, объясняемой и исследуемой теперь с позиций строжайшего
детерминизма . Социально-экономические преобразования обусловили
прогресс психологического мышления, обогатившегося в XVII в. рядом
фундаментальных категорий. Р. Декарт открывает рефлекторную природу поведения (см. Рефлекс),
а понятие о душе преобразует в нетеологическое понятие о сознании как
непосредственном знании субъекта о собственных психических актах. В эту
же эпоху складывается ряд важнейших психологических учений: об
ассоциации как закономерной связи психических явлений, определяемой
связью телесных явлений (Р. Декарт, Т. Гоббс), об аффектах (Б. Спиноза), об апперцепции и бессознательном (Г. Лейбниц), о происхождении знания из индивидуального чувственного опыта (Дж. Локк). Конкретно-научная разработка принципа ассоциации английским врачом Д. Гартли
сделала этот принцип на полтора столетия главным объяснительным
понятием психологии. В русле материалистического мировоззрения
развиваются психологические идеи Д. Дидро, М. В. Ломоносова, А. Н. Радищева
и других прогрессивных мыслителей. В XIX в. в недрах физиологии
появились экспериментальные методы исследования психических функций и
были сделаны первые попытки ввести в анализ этих функций количественные
оценки (Э. Г. Вебер, Г. Т. Фехнер, Г. Гельмгольц и др.). Дарвинизм показал необходимость изучения психических функций как реального фактора развития биологических систем.
В 70–80-х гг. XIX в. психология превращается в самостоятельную область
знания (отличную от философии и физиологии). Главными центрами ее
разработки становятся специальные экспериментальные лаборатории. Первая
из них была организована В. Вундтом
(Лейпциг, 1879). По ее образцу возникают аналогичные учреждения в
России, Англии, США, Франции и других странах. Последовательную
программу разработки психологии на основе объективного метода выдвинул И. М. Сеченов, идеи которого оплодотворили экспериментально-психологическую работу в России (В. М. Бехтерев, А. А. Токарский, Н. Н. Ланге и др.), а в дальнейшем через труды В. М. Бехтерева и И. П. Павлова
оказали влияние на разработку объективных методов в мировой
психологической науке. Главными темами экспериментальной психологии
являлись вначале ощущения и время реакции (Ф. Дондерс), а затем —
ассоциации (Г. Эббингауз), внимание (Дж. Кеттел), эмоциональные состояния (см. Эмоции) (У. Джеймс, Т. А. Рибо), мышление и воля (Вюрцбургская школа, А. Бине).
Наряду с поиском общих закономерностей психологических процессов
складывается дифференциальная психология , задачей которой является
определение с помощью измерительных методов индивидуальных различий
между людьми (Ф. Гальтон, А. Бине, А. Ф. Лазурский, В. Штерн и др.).
На рубеже XIX и ХХ вв. в психологии назревает кризис, обусловленный
ломкой старых понятий. Терпит крах представление о сознании как
совокупности непосредственно переживаемых субъектом явлений. Акцент
переносится на ориентацию человека в окружающей среде, на скрытые от
сознания факторы регуляции поведения. Главным течением американской
психологии становится бихевиоризм , согласно которому психология не
должна выходить за пределы внешне наблюдаемых телесных реакций на
внешние стимулы . Динамика этих реакций мыслилась как носящий
вероятностный характер поиск, случайно ведущий к успешному действию,
закрепляемому повторением (метод проб и ошибок ). Программные установки
этого направления выразил Дж. Б. Уотсон
(1913). Другой влиятельной школой явилась гештальтпсихология ,
экспериментальным объектом которой явился целостный и структурный
характер психических образований. В начале века возник также
психоанализ З. Фрейда,
согласно которому решающая роль в организации человеческой психики
принадлежит неосознаваемым мотивам (прежде всего сексуальным). Новые
направления обогатили эмпирическую и конкретно-методическую базу
психологии, способствовали развитию ее категориального аппарата
(категории действия , образа , мотива ).
Теоретические поиски зависимости психики человека от мира истории и
культуры, от общественной жизни привели к концепции «двух психологий» (В. Вундт, В. Дильтей,
Г. Риккерт), согласно которой психология не может быть единой наукой,
поскольку, как утверждали сторонники этого направления,
естественнонаучный, экспериментальный объяснительный подход к психике в
принципе несовместим с культурно-историческим. Ряд психологов выдвинул
на передний план роль социальных факторов в регуляции человеческого
поведения (Дж. М. Болдуин, Дж. Дьюи, Дж. Г. Мид
и др.). С марксизмом в научную психологию вошли новые принципы,
изменившие ее теоретический облик. Идею перестройки психологии на
марксистской основе активно отстаивали К. Н. Корнилов, П. П. Блонский, М. Я. Басов и др. Марксистский принцип историзма стал определяющим для исследований Л. С. Выготского и его учеников. Развитие российской психологии шло в тесном содружестве с развитием психофизиологических исследований в трудах И. П. Павлова, В. М. Бехтерева, А. А. Ухтомского, Л. А. Орбели, С. В. Кравкова, Н. А. Бернштейна
и др. Преодолевая идеалистические и механистические (реактология ,
рефлексология ) влияния, ученые утверждали в психологии учение о
деятельности и ее социально-исторической детерминации, идеи теории
отражения . Теоретическое и экспериментальное изучение основных проблем
психологии нашло воплощение в работах А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова, А. А. Смирнова, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, Н. Ф. Добрынина, А. В. Запорожца,
Л. А. Шварца и др. В рамках этой методологии разрабатывались актуальные
проблемы психологии в тесной связи с практическими задачами обучения и
воспитания.
Развитие психологии в странах в 30–40-х гг. ХХ в. характеризовалось
распадом главных школ. В бихевиористических теориях на передний план
выдвигается понятие о «промежуточных переменных », то есть о факторах,
опосредствующих двигательную реакцию (зависимая переменная) на
раздражитель (независимая переменная). Логика развития науки и
требования практики направили психологию на изучение «центральных
процессов», развертывающихся между сенсорным «входом» и моторным
«выходом» системы организма. Утверждению этой тенденции в 50–60-х гг.
способствовал опыт программирования на электронных машинах. Под
влиянием этих идей успешно разрабатывалась когнитивная психология .
Получили развитие такие отрасли психологии, как инженерная, социальная
и медицинская. Большое влияние на трактовку психических процессов
оказали работы швейцарского психолога Ж. Пиаже,
изучавшего преобразование внутренней структуры умственной деятельности
в ходе онтогенеза. Изменяется и взгляд на роль нейрофизиологических
механизмов. Они более не игнорируются, но рассматриваются как
неотъемлемый компонент общей структуры поведения (Хебб, К. Прибрам). В
недрах психоанализа возникает неофрейдизм — течение, связавшее
бессознательную психическую механику (см. Бессознательное) с действием социально-культурных факторов (К. Хорни, Г. С. Салливен, Э. Фромм) и соответственно перестроившее психотерапию .
Наряду с новыми вариантами бихевиоризма и фрейдизма на роль «третьей
силы» в психологии западных стран начинает претендовать
«экзистенциальная», гуманистическая психология , утверждающая, что
исследование научных понятий и объективных методов ведет к
дегуманизации личности и ее дезинтеграции, препятствует ее стремлению к
саморазвитию. Неудовлетворенность биологизаторскими и идеалистическими
концепциями способствовала пробуждению у западных психологов живого
интереса к историко-материалистическому пониманию психической
деятельности (Ж. Политцер, А. Валлон, Л. Сэв, П. Фресс и др.).