Когнитивная психология. Солсо
Роберт Л.
6-е изд. - СПб.: Питер, 2006
- 589 с. (Серия "Мастера психологии")
Вы держите в руках книгу, которая является самым
популярным изданием в мире по когнитивной психологии, пережившим шесть
международных изданий. Ее автор Р. Солсо, профессор Университета Невада-Рено
(США) – всемирно признанный бесспорный авторитет в этой области. К тому же он
владеет блестящим стилем изложения и мастерством говорить просто о сложных
вещах, что делает эту книгу увлекательной и полезной не только для специалистов.
В книге последовательно и целостно излагаются
теоретические и эмпирические основы когнитивной психологии, представлен ясный,
убедительный анализ таких важнейших разделов данной предметной области, как
репрезентация знаний, обработка информации и когнитивная нейронаука.
Предлагаемое вниманию читателей издание является
полностью переработанным, особое внимание уделено одной из прогрессивных научных
областей - нейропознанию, оказывающей существенное влияние на современное
понимание человеческой психики. Кроме того, в качестве доказательств когнитивных
теорий представлены данные новейших нейрокогнитивных исследований. Книга
существенно дополнена современной информацией по физиологии и смежным темам,
включая последние достижения технологий нейрокогнитивного отображения.
Адресована студентам, аспирантам, преподавателям факультетов и отделений
психологии вузов, а также всем, кто интересуется функционированием разума.
Формат:
doc
/ zip
Размер:
2,52 Мб
Оглавление:
Предисловие
..............................................................14
Студенту ............................................................... 14
Преподавателю......................................................... 15
Глава 1. Введение в когнитивную психологию ............................. 19
Что такое когнитивная психология?.....................................20
Модель обработки информации.........................................23
Сфера когнитивной психологии.........................................24
Когнитивная нейронаука............................................24
Восприятие ......................................................... 25
Распознавание паттернов ............................................26
Внимание ........................................................... 26
Сознание........................................................26
Память..............................................................21
Репрезентация знаний ..................................................28
Воображение ........................................................28
Язык................................................................29
Психология развития................................................29
Мышление и формирование понятий ...............................30
Человеческий и искусственный интеллект ...........................30
Краткая история когнитивной психологии ..............................31
Первые представления о мышлении..................................31
Познание в эпоху Возрождения и после нее ..........................32
Когнитивная психология: начало XX столетия.......................34
Когнитивная психология сегодня....................................37
Концептуальная наука и когнитивная психология.......................39
Когнитивные модели ................................................41
Компьютерная метафора и человеческое познание.....................43
Когнитивная наука .................................................45
Нейронаука и когнитивная психология ..............................45
Параллельная распределенная обработка (PDP) и когнитивная психология
.............48
Эволюционная когнитивная психология.............................49
Резюме.................................................................51
Рекомендуемая литература .............................................52
Глава 2. Когнитивная нейронаука.........................................53
Исследование и картирование мозга....................................54
XXI век — наука о мозге ................................................54
Проблема психики и тела ...............................................55
Когнитивная нейронаука ...............................................57
Когнитивная психология и нейронаука...............................58
Нервная система .......................................................59
Нейрон..............................................................61
Головной мозг: от компартментализации к массовому действию.......64
Анатомия головного мозга........................................... 66
Современные методы нейрофизиологии.................................74
Отображение магнитного резонанса и эхо-планарная томография ..... 74
Компьютерная аксиальная томография...............................75
Позитронно-эмиссионная томография...............................77
История о двух полушариях ............................................82
Когнитивная психология и науки о мозге.............................91
Резюме.................................................................91
Рекомендуемая литература.............................................92
Глава 3. Восприятие и внимание........................................... 93
Вычислительный мозг..................................................94
Ощущение и восприятие................................................95
Иллюзии............................................................ 96
Предшествующее знание.............................................96
Сенсорная предрасположенность мозга ..............................98
Объем восприятия.....................................................100
Иконическое хранение.................................................102
Влияние задержки подсказки.......................................104
Эхоическое хранение..................................................104
Функции сенсорных хранилищ........................................106
Внимание .......................... 107
Пропускная способность и избирательность внимания.................. 111
Слуховые сигналы....................................................111
Модели избирательного внимания —.................................113
Модель с фильтрацией (Бродбент)..................................113
Модель делителя (Трейсман) .......................................117
Зрительное внимание............................................. 120
Автоматическая обработка............................................. 122
Нейрокогнитология внимания.........................................125
Внимание и человеческий мозг......................................125
Внимание и ПЭТ...................................................126
Резюме................................................................127
Рекомендуемая литература............................................129
Глава 4. Распознавание паттернов........................................130
Теории восприятия....................................................132
Распознавание зрительных паттернов..................................134
Зрение .............................................................135
Субъективная организация .........................................136
Теория гештальта......................................................138
Канонические перспективы ............................................141
Принципы обработки информации: «снизу вверх» и «сверху вниз» . 144
Сравнение с эталоном .................................................145
Теория геонов ......................................................148
Метод предварительной подготовки.................................150
Подетальный анализ...................................................152
Движения глаз и восприятие паттерна..............................155
Прототипное сравнение........___....................................155
Абстрагирование зрительной информации..........................156
Псевдопамять ......................................................158
Теория прототипов: центральная тенденция и частота признаков .... 160
Восприятие формы: интегрированный подход..........................161
Распознавание паттернов экспертами ..................................162
Распознавание образов в шахматах...................................162
Роль наблюдателя в распознавании паттернов..........................165
Резюме......166
Рекомендуемая литература............................................167
Глава 5. Сознание .......................................................168
История изучения сознания .....................169
Когнитивная психология и сознание...................................171
Эксплицитная и имплицитная память............................... 173
Исследования с подготавливающими стимулами....................174
Нейрокогнитивные исследования: сон и амнезия ....................178
Сознание как научный конструкт ......................................181
Ограниченная пропускная способность.............................183
Метафора новизны .................................................184
Метафора прожектора..............................................184
Метафора интеграции: театр в обществе разума.....................185
Современные теории сознания..................................... 187
Модель отдельных взаимодействий и сознательного опыта Шактера .. 187
Теория общего рабочего пространства Баарса ...................188
Функции сознания....................................................192
Резюме.................................................................193
Рекомендуемая литература ............................................194
Глава 6. Мнемоника и эксперты ..........................................195
Король из Техаса в паре с королем Полом Баньяном из Миннесоты .....196
Мнемонические системы..............................................197
Метод размещения .................................................198
Система «слов-вешалок»...........................................199
Метод ключевых слов..............................................201
Организующие схемы ..............................................203
Воспроизведение имен ..........................................205
Воспроизведение слов ..........................................206
Выдающиеся мнемонисты.............................................208
Ш.: Лурия..........................................................208
V. Р.: Хант и Лав....................................................211
Другие примеры....................................................213
Эксперты и мастерство ................................................ 214
Н. О.: исследование на примере художника — Солсо; Майалл и
Чаленко.................................................216
Структура знания и мастерство.....................................220
Теоретический анализ мастерства...................................221
Резюме........... :....................................................222
Рекомендуемая литература ............................................223
Глава 7. Память: структуры и процессы ..............................224
Кратковременная память..............................................225
Нейрокогнитология и КВП .........................................227
Рабочая память.....................................................229
Объем КВП.........................................................231
Кодирование информации в КВП ...................................233
Воспроизведение информации из КВП..............................241
Долговременная память...............................................243
Нейрокогнитология и ДВП.........................................243
ДВП: структура и хранение .........................................245
Сверхдолговременная память (СДВП)..............................249
Автобиографические воспоминания.................................254
Ошибки памяти и свидетельские показания.........................257
Резюме................................................................ 260
Рекомендуемая литература .................:..........................261
Глава 8. Память: теории и нейрокогнитология ............................262
Первые исследования..................................................263
Нейрокогнитология памяти............................................267
Два хранилища памяти................................................269
Место памяти в процессе познания.....................................272
Модели памяти........................................................ 273
Модель Во и Нормана ..............................................273
Модель Аткинсона и Шифрина .....................................275
Уровень воспроизведения (УВ).....................................277
Уровни обработки (УО): Крэйк.....................................278
Эффект соотнесения с собой (ЭСС).................................283
Эпизодическая и семантическая память: Тульвинг...................285
Коннекционистская (PDP) модель памяти: Румельхарт и Мак-Клелланд ....288
Резюме ..............................................................293
Рекомендуемая литература.............................................294
Глава 9. Репрезентация знаний...........................................296
Семантическая организация ...........................................298
Ассоцианистский подход..............................................299
Организующие переменные: Бауэр..................................299
Оглавление 9
Когнитивные модели семантической памяти ...........................301
Теоретико-множественные модели..................................301
Модель сравнительных семантических признаков ...................302
Сетевые модели ....................................................305
Пропозициональные сети...........................................309
Репрезентация знаний — нейрокогнитивистская позиция...............316
Поиск неуловимой энграммы .......................................316
О чем говорят нам больные амнезией, когда они забывают ...........317
Знание «что» и знание «как»........................................319
Таксономия структуры памяти......................................319
Память: консолидация .................................................321
Коннекционизм и репрезентация знаний ...............................322
Резюме................................................................325
Рекомендуемая литература ............................................326
Глава 10. Мысленные образы.............................................327
Исторический обзор ...................................................328
Образы и когнитивная психология .....................................329
Гипотеза двойного кодирования ....................................332
Концептуально-пропозициональная гипотеза .......................333
Гипотеза функциональной эквивалентности.........................334
Нейрокогнитивные данные ............................................339
Когнитивные карты ...................................................345
Мысленные карты: где я? ...........................................348
Синестезия: звучание цвета............................................350
Резюме................................................................354
Рекомендуемая литература ............................................355
Глава 11. Язык (I): структура и абстракции ..............................356
Язык: познание и нейронаука ..........................................357
Лингвистика ..........................................................360
Лингвистическая иерархия .........................................360
Фонемы............................................................361
Морфемы ..........................................................362
Синтаксис..........................................................364
Теория грамматики Хомского..........................................364
Трансформационная грамматика....................................365
Психолингвистические аспекты........................................368
Врожденные способности и влияние окружения .....................368
Гипотеза лингвистической относительности.........................368
Когнитивная психология и язык: абстрагирование лингвистических идей ....371
«Война призраков»: Бартлетт .......................................371
«Муравьи ели желе»: Брансфорд и Франкс..........................374
Знание и понимание...................................................377
«Мыльная опера», «воры» и «полиция» .............................378
Кинч и ван Дейк: «Копы и штрафные квитанции» ...................381
Модель понимания: Кинч..............................................382
Пропозициональная репрезентация текста и чтения .................384
Язык и нейронаука ....................................................386
Резюме................................................................389
Рекомендуемая литература ............................................390
Глава 12. Язык (II): слова и чтение.......................................392
Объем восприятия.....................................................395
Обработка текста: регистрация движений глаз.......................399
Лексические задачи....................................................405
Опознание слов: когнитивно-анатомический подход....................409
Понимание ............................................................412
Резюме................................................................418
Рекомендуемая литература ............................................419
Глава 13. Когнитивное развитие..........................................420
Онтогенетическое развитие............................................421
Психология развития...............................................422
Нейрокогнитивное развитие ........................................422
Сравнительное развитие............................................423
Когнитивное развитие ..............................................423
Психология развития..................................................423
Ассимиляция и аккомодация: Пиаже................................424
Разум в обществе: Выготский .......................................431
Выготский и Пиаже ................................................432
Нейрокогнитивное развитие ...........................................435
Развитие нервной системы в раннем возрасте .......................435
Окружение и развитие нервной системы ............................436
Исследования латерализации.......................................437
Когнитивное развитие .................................................438
Интеллект и способности...........................................439
Развитие навыков приобретения информации.......................441
Память.............................................................446
Познание «высшего порядка» у детей ...............................450
Формирование прототипа у детей...................................454
Резюме................................................................456
Рекомендуемая литература ............................................458
Глава 14. Мышление (I): формирование понятий, логика и принятие
решений ..............................................................459
Мышление ............................................................460
Формирование понятий ...............................................461
Ассоциация ........................................................ 462
Проверка гипотез...................................................463
Логика ................................................................ 465
Умозаключения и дедуктивное рассуждение ........................467
Формальное мышление.............................................470
Принятие решений ....................................................477
Индуктивное рассуждение..........................................477
Принятие решений в «реальном мире» ..............................478
Рассуждение и мозг.................................................482
Оценка вероятностей ...............................................485
Фреймы решения...................................................487
Репрезентативность ................................................488
Теорема Байеса и принятие решений................................489
Принятие решений и рациональность .................................492
Резюме...............................................................493
Рекомендуемая литература............................................494
Глава 15. Мышление (II): решение задач, творчество и человеческий
интеллект..496
Решение задач.........................................................497
Гештальт-психология и решение задач ..............................498
Репрезентация задачи .............................................500
Внутренняя репрезентация и решение задач.........................503
Творчество ............................................................ 507
Творческий процесс ................................................507
Творчество и функциональная устойчивость ........................509
Творчество с точки зрения теории инвестирования ..................510
Анализ творчества..................................................512
Человеческий интеллект...............................................515
Проблема определения .............................................515
Когнитивные теории интеллекта....................................516
Нейрокогнитология и интеллект....................................525
Резюме................................................................530
Рекомендуемая литература ............................................531
Глава 16. Искусственный интеллект ......................................534
Искусственный интеллект: начало .....................................537
Компьютеры .......................................................538
Компьютеры и искусственный интеллект ...........................539
Искусственный интеллект и человеческое познание .................543
Машины и разум: «имитирующая игра» и «китайская комната».........546
«Имитирующая игра», или тест Тюринга............................547
«Китайская комната» ...............................................548
Опровержение «китайской комнаты» ...............................549
Восприятие и искусственный интеллект................................550
Распознавание линий...............................................550
Распознавание паттернов ...........................................551
Распознавание сложных форм ......................................555
Язык и искусственный интеллект......................................559
ELIZA, PARRY и NETtalk ............................................560
Значение и искусственный интеллект ...............................563
Непрерывное распознавание речи...................................564
Программа понимания языка .......................................565
Решение задач, игры и искусственный интеллект .......................566
Компьютерные шахматы............................................571
Искусственный интеллект и художественное творчество
......................................572
Роботы................................................................575
Будущее искусственного интеллекта ...................................576
Искусственный интеллект и научные исследования ....................579
Резюме................................................................580
Рекомендуемая литература ............................................581
Алфавитный указатель ......................... .....................583
|