Главная » Файлы » психология » Общие дисциплины |
[ Скачать с сервера (612.2 Kb) ] | 29.09.2009, 14:24 |
Данная хрестоматия представляет собой учебное пособие по курсу общей психологии психологических факультетов университетов. Хрестоматия позволяет составить представление как об истории, так и о современном состоянии проблем и исследований в области психологии внимания. Настоящая книга продолжает серию новых хрестоматий по общей психологии, в основу которых положена углубленная и обновленная программа преподавания
фундаментального курса общей психологии на психологическом факультете Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова1. Она посвящена одному из самых сложных и интересных разделов науки -психологии внимания. Внимание в своих субъективных и объективных проявлениях ярко демонстрирует системность психической деятельности человека. Любая форма такой деятельности- будь то активное восприятие, углубленное размышление, сосредоточение на образах памяти или на качественном выполнении сложных двигательных координации -предполагает, требует, а то и является прямым выражением работы внимания. Более того, внимание всегда связывалось с такими фундаментальными понятиями психологии, как сознание и воля. Отсюда понятно, что судьба проблемы внимания и история его обсуждения были неразрывно связаны с историей психологии, ее поворотами, зигзагами и кризисами. Было даже время, когда понятие внимания устранялось из научной психологии, объявлялось фикцией и источником псевдопроблем.Вместе с тем прикладные аспекты внимания продолжали занимать умы, беспокоить представителей разных профессий: педагогов, актеров, юристов, врачей, операторов технических систем, космонавтов и др. Благодаря этому шло непрерывное обогащение фактологической базы психологии внимания, стимулирование экспериментальных исследований внимания. Конечно, параллельно происходило создание новых теорий, объяснительных схем и моделей этого "загадочного" процесса. Отвлекаясь от исторических деталей, отметим три крупных массива работ, посвященных обсуждению проблем внимания: это--классическая психология сознания; психология деятельности; наконец, когнитивная психология. В настоящей хрестоматии мы попытались собрать работы наиболее известных представителей каждого из обозначенных направлений. Кроме того, мы сочли интересным и важным поместить некоторые тексты прикладного характера, в которых даются жизненные описания функционирования внимания в отдельных видах человеческой деятельности. От предыдущего аналогичного издания (см.: "Хрестоматия по вниманию" под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея и В. Я. Романова, МГУ, 3976 г.) настоящее пособие отличается иной структурой, значительно большей полнотой и разнообразием текстов из золотого фонда классиков психологии, наконец, новизной материала -включением в пес исследований и теорий, появившихся за последнюю четверть века. Психология памяти под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Романопа В. Я. М., 1998, ^000; Психология ощущении и восприятия пол ред. Гнппенрейтср Ю. Б., Любимова В. В., Михалевскон М. Б. М., 1999; Психология индивидуальных.различи/! под ред. ГштепреГггер Ю. Б., Романова В. Я. М., 2000. Хрестоматия состоит из трех частей. Первая часть посвящена феноменологии внимания, его видам и свойствам. Статьи этого раздела содержат базисные сведения о внимании, они предназначены для первоначального ознакомления с этим разделом психологии. Поэтому сюда включены прежде всего главы из учебников (С. В. Кравков, С. Л. Рубинштейн, Р. Вудвортс) и статья Я. Я. Ланге о внимании, специально написанная для энциклопедии. Ярким дополнением к этим базисным текстам являются работы С. Л. Франка, А. Ф. Ла- зурского и Л. С. Выготского, в которых внимание связывается соответственно с процессами душевной жизни, личностными особенностями человека, наконец, педагогическими задачами. Вторая, наиболее объемная, часть хрестоматии посвящена теоретическим проблемам и экспериментальным исследованиям внимания. Она открывается текстами классиков психологии сознания конца XIX- начала XX века (В. Вундт, Э. Б, Тшпченер, У. Джемс, Т, Рибо, Н.Н. Ланге). Работы В. Вундта определили общую стратегию исследований внимания в конце девятнадцатого и первых двух десятилетиях двадцатого века. Э, Б. Тшпченер, являясь наиболее последовательным сторонником вундтовской психологии, обсуждает внимание в связи с проблемой уров-[ ней сознания, а также намечает генетические отношения между отдельны-! ми формами внимания. У. Джемс, проводя функциональную точку зрения] на сознание, выделяет специфические задачи, решаемые произвольным вниманием. Идея селективности внимания, высказанная Джемсом, стала од-ной из отправных точек для многих современных исследователей, в своих работах прибегающих к теоретико- информационным представлениям. При-способительный характер! внимания, его моторные механизмы* подчеркиваются в учении Т. Рибо. Здесь лее впервые высказывается важ-< ная мысль о социальной природе высших форм внимания, а также дается! классификация нарушений внимания. Работа Я. Я. Ланге знаменует ре-1 шительный поворот в трактовке внимания, открывая, по сути, целую эпоху в истории этой проблемы в психологии. Сразу же после своего появления работа Ланге привлекла пристальное внимание самых крупных психологов того времени. Она отличается поразительной меткостью оценок и характеристик основных направлений психологии внимания, оригинальностью и глубиной идей, остротой постановки проблем. Взгляды представи-' тслей гештальтпсихологии на проблему внимания, которые формировались] в оппозиции к интроспективной психологии, даны в текстах Э. Рубина щ К. Коффки. Работа В. Кслера и П. Адамса представляет собой интерес-^ ную попытку экспериментального исследования внимания в рамках геш[ тальтпсихологии. Небольшой отрывок из работы французского исследч вателя феноменологического направления М. Мерло-Понти в проблем внимания во многом примыкает к гештальтпсихологии. В работе фра! цузского психолога Г. Рево д'Аллона делается попытка указать на ос<| бую роль схем в организации внимания, что вплотную подводит к нию о роли знака в организации внимания, т. е. к одной из централ! ных идей Л. С. Выготского (см. его статью). В работе Д. Н. Узнадзе представлена оригинальная концепция внимания, сформулированная в рамках теории установки. Целая серия следующих работ (Я. Ф. Добрынин, П. Я. Гальперин, Ю. Б. Гиппенрептер, В. Я. Романов и Ю. Б. Дорма-шев) представляет собой различные попытки объяснить внимание с позиции деятельностного подхода и, в частности, с позиции психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева. Начиная со статьи К. Черри, в хрестоматии публикуются наиболее известные работы представителей когнитивной психологии, содержащие экспериментальные исследования и теоретические модели внимания (К. Черри, Д. Бродбент, Р. Солсо, У Найссер). Наконец, третья часть содержит примеры описаний участия внимания в жизни и деятельности человека. Известный адвокат А. Ф. Кони извлекает из своего многолетнего профессионального опыта исключительно ценные и редкие наблюдения о зависимости точности показаний свидетелей от особенностей их внимания. Раскрытию динамики внимания и описанию методов его тренировки у актеров посвящены отрывки из книг К. С. Станиславского и М. А. Чехова. Сходные проблемы, но уже на материале спортивной деятельности обсуждаются в текстах Р.Найдиффера, Н.В. Цзена и Ю. В. Пахомова. Наконец, в отрывках из книги И. Атва-тера подробно рассмотрены различные аспекты внимания и внимательности к собеседнику в процессе общения. Для более полного ознакомления с современными исследованиями внимания в зарубежной психологии, преимущественно когнитивного направления, мы отсылаем читателя к книге Ю. Б. Дормашсва и В. Я. Романова "Психология внимания" (М., МПСИ, Тривола, 1999). Для специально интересующихся мы можем также порекомендовать книгу Р. Наатанена "Внимание и функции мозга* (М., МГУ, 1998), где дана достаточно полная информация относительно физиологических коррелятов внимания.
ПРЕДИСЛОВИЕ ............................................... 10 Раздел первый. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ, ВИДЫ И СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ франк С. Л. СТИХИЯ ДУШЕВНОЙ ЖИЗНИ .................................. 10 Ланге Н. Н. ВНИМАНИЕ .................................................. 18 Кравков С. В. ВНИМАНИЕ .................................................. 22 Признаки внимания ................................ 22 Виды внимания ................................... 25 Причины внимания ................................. 26 Свойства внимания................................. 29 Действия внимания. ................................ 34 Рубинштейн С. Л. ВНИМАНИЕ .................................................. 39 Основные свойства внимания .......................... 41 Развитие внимания ................................. 49 Выготский Л. С. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ВНИМАНИЯ ...................... 53 Психологическая природа внимания..................... 53 Характеристика установки............................ 55 Внутренняя и внешняя установка ....................... 56 Внимание и рассеянность ............................ 59 Биологическое значение установки ...................... 60 Педагогическое значение установки ...................... 61 Развитие внимания ................................. 62 Психологическое значение ожидания .................... 64 Педагогические выводы. ............................. 67 Внимание и привычка .............................. 70 Физиологический коррелят внимания .................... 71 Работа внимания в целом .............................. 74 Внимание и апперцепция ............................. 75 Лазурский А. Ф. НАКЛОННОСТИ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ВНИМАНИЮ .................. 77 Легкость привлечения (возбудимость) внимания ............. 79 Сила сосредоточения внимания ........................ 84 Произвольность внимания ............................ 90 Устойчивость или неустойчивость внимания. ............... 95 Объем внимания (широта или узость его) ................. 99 3 Вудвортс Р. \ ВНИМАНИЕ ....................... \. .................... 103 Объем внимания. ...............:,.................. 104 Сдвиги и колебания внимания ......................... 115 Отвлечение внимания ............................... 126 Выполнение двух действий одновременно ................. 131 Раздел второй. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ВНИМАНИЯ. ТЕОРИИ И МОДЕЛИ Вундт В. СОЗНАНИЕ И ВНИМАНИЕ .................................. 137 Вундт В. ЛЕКЦИИ О ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ ................... 155 Шестнадцатая лекция ............................... 155 Понятие сознания. Состояние представлений в сознании.Перцепция и апперцепция. Ясность и отчетливость представлений. Явления, сопровождающие апперцепцию. Внимание. Самосознание. Семнадцатая лекция ................................ 170 Развитие внимания. Пассивная и активная апперцепция. Внимание и воля. Колебания внимания. Объем сознания. Образование п расчленение рядов тактов. Титчепер Э. Б. ВНИМАНИЕ ............................................. 182 Переживание процессов внимания ...................... 182 Развитие внимания ................................. 184 Два уровня сознания ................................ 192 Кинестетические и аффективные факторы в переживании процессов внимания ....................................... 195 Экспериментальные исследования внимания ............... 198 Объем внимания................................... 200 Длительность внимания.............................. 203 Степень внимания.................................. 206 Аккомодация и инерция внимания ...................... 208 Физиологические условия, определяющие внимание .......... 211 Джемс У. ПОТОК СОЗНАНИЯ ....................................... 213 Джемс У. ВНИМАНИЕ ............................................. 235 Джемс У. ВОЛЯ .................................................. 255 Рибо Т. ПСИХОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ ................................. 297 Введение ........................................ 297 Внимание непроизвольное ............................ 301 Внимание произвольное ............................. 316 Болезненные состояния внимания ........................ 344 Заключение ................................ '.,. а. . . 365 Ланге Н. Н. ТЕОРИЯ ВОЛЕВОГО ВНИМАНИЯ ............................ 373 Исторический очерк теорий внимания .................... 373 Биологическое определение и разновидности внимания ......... 381 Первичный эффект волевого внимания ................... 394 Колебания внимания ................................ 400 Роль движения в процессе волевого внимания .............. 409 О действии гашиша ................................ 420 Рубин Э. НЕСУЩЕСТВОВАНИЕ ВНИМАНИЯ ........................... 430 Коффка К. О ВНИМАНИИ ........................................... 432 Кёлер В" Адаме П. ВОСПРИЯТИЕ И ВНИМАНИЕ ................................ 436 Расчленение и внимание ............................. 436 Насыщение и внимание .............................. 444 Мерло-Понти М. "ВНИМАНИЕ* И "СУЖДЕНИЕ" .............................. 454 Рево д' Аллон Г. ВНИМАНИЕ: СХЕМЫ . . . Классификация схем Выготский Л. С. РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ФОРМ ВНИМАНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ .... 467 Узнадзе Д. Н. УСТАНОВКА У ЧЕЛОВЕКА ................................. 507 Добрынин Н. Ф. О ТЕОРИИ И ВОСПИТАНИИ ВНИМАНИЯ ...................... 518 Упразднение внимания ............................. 518 Многозначность понятия внимания ...................... 521 Характер активности внимания ........................ 527 Определение и форма проявления внимания ............... 532 Гальперин П. Я. К ПРОБЛЕМЕ ВНИМАНИЯ........ Гиппенрейтер Ю. Б. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ВНИМАНИЕ .... Романов В. Я., Дормашев Ю. Б. ПОСТАНОВКА И РАЗРАБОТКА ПРОБЛЕМЫ ВНИМАНИЯ С ПОЗИЦИЙ ТЕОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ................................... 559 Черри К. ЗАГАДКА ЗАСТОЛЬНОЙ БЕСЕДЫ ............................ 573 •••••••••--....................... 460 внимания ..................... 462 534 543 Бродбентп Д. ВНИМАНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ ........................... 577 Солсо Р. Л. ВНИМАНИЕ ............................................. 590 Сознание .........................•-.••••••,•••••• 594 Пропускная способность и избирательность внимания......... 599 Модели избирательного внимания ...................... 604 Возбуждение и внимание в контексте деятельности .......... 620 Управление и внимание. ............................. 624 Краткое содержание ................................ 627 Найссер У. СЕЛЕКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ: МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ............................................. 629 Найссер У. ТЕОРИИ ВОСПРИЯТИЯ .................................... 640 /Перцептивный цикл ................................ 640 / Гаптическое восприятие .............................. 643 / Слушание ........................................ 646 Объединение информации разных модальностей ............ 648 Найссер У. / ВНИМАНИЕ И ПРОБЛЕМА ЕМКОСТИ ......................... 650 Избирательное слушание и теории внимания ............... 652 Избирательное смотрение.......................-••••• 654 Двойное внимание как приобретенный навык. .............. 657 Автоматическая переработка информации ................. 662 Пределы емкости ..................-......•..•••••• 665 Сознание.............-.......-.--......-.---•--- 670 Раздел третий. ВНИМАНИЕ В ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Кони А. Ф. ПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ.................................... 672 Станиславский К. С. СЦЕНИЧЕСКОЕ ВНИМАНИЕ ................................ 717 Чехов М. А. ВООБРАЖЕНИЕ И ВНИМАНИЕ .............................. 752 Найдиффер Р. ВНИМАНИЕ В СПОРТЕ..................................... 761 Цзен Я. В., Пахомов Ю. В. ВНИМАНИЕ И САМОКОНТРОЛЬ ............................. 801 Атватер И. Я ВАС СЛУШАЮ ......................................... 825 Неумение слушать .........................•••••••• 825 От слышать к слушать .............................. 833 Научиться слушать лучше может каждый! ................. 844
| |
Просмотров: 3019 | Загрузок: 481 | |
Всего комментариев: 0 | |